Когда-то я вела вебинар на тему саморазрушающего поведения. Инструменты метода позитивной транскультуральной психотерапии тогда помогли мне структурировано и системно поразмышлять на эту тему.

Саморазрушающее  поведение  – сложный  феномен,  который обычно описывает формы поведения направленные на преднамеренное или непреднамеренное нанесение вреда своему психическому или физическому здоровью, а также поведение, угрожающее развитию и целостности личности.

Концепция четырех сфер нашей жизни хорошо описывает то, как мы можем задействовать какую-то из 4 сфер как внешнее пространство для реализации внутренних саморазрушающих механизмов. Все описанные виды саморазрушающего поведения можно распределить по четырем сферам жизни.   

Сфера тела: Отсутствие должной заботы о теле, утрата контакта с телесными ощущениями и потребностями (сон, еда ), самоповреждения, обгрызание ногтей, вырывание волос, расстройства  и нарушения пищевого поведения, чрезмерные физические нагрузки или увлечения экстремальные видами спорта, небезопасные половые связи, разного рода  модификации тела – чрезмерно увлечение косметическими процедурами и пластическими операциями, татуировками,  шрамированием, пирсингом.

Сфера деятельности, достижений, продуктивности. Трудоголизм, навязчивое стремление к достижениям, работа в режиме чрезмерной ответственности и многозадачности, постоянное обучение и профессиональное развитие (несколько образований), переутомление, эмоциональное выгорание, выбор работы, не соотносящийся или даже противоречащий внутренним ценностям и способностям, не позволяющий профессионально реализовываться. Неспособность расставлять приоритеты (слишком много задач в списке дел), долги и неумение обращаться с деньгами и др. Полное отсутствие сферы достижений и продуктивности в жизни. 

Сфера контактов, отношений: Выбор и нахождение в отношениях, причиняющих боль и страдания, в отношениях, где нужно постоянно «заслуживать» любовь или отказываться от большой части себя, чтобы быть принятым, выбор партнера, страдающего зависимостью, партнера применяющего разного рода насилие, обесценивающего, холодного или критикующего, социальная изоляция, неспособность просить о помощи, провокации ссор и драк и др.

Сфера смыслов, фантазии, будущего:  Игромания, зависимость от компьютерных игр, интеренет и ТВ зависимости, употребление психоактивных веществ, алкогольная, наркотическая зависимость, религиозный фанатизм, уход в деструктивные секты, приоритет духовных потребностей над всеми другими и др.  

Размышляя о возможных причинах и механизмах такого поведения, можно также опираться на инструменты и концепции метода.

Прежде всего, это поиск и понимание позитивного аспекта саморазрушающего поведения. Поиск смысла и функции, которую выполняет это поведение.

Позитивный подход к расстройству – это, прежде всего, глубокая убежденность в том, что такое поведение является для личности доступным способом обеспечить себе удовлетворение важных потребностей. Не самым лучшим, но самым доступным.

Некоторые животные, попадая в капкан, отгрызают себе лапу, для того, чтобы освободиться и выжить.  Нам иногда приходится действовать по такому же принципу. Только для этого мы используем пространство собственной личности.

Мы можем стремиться разрушать какую-то часть себя или каким-то образом препятствовать ее развитию,  для того чтобы адаптироваться к условиям в которых находимся. А также для того, чтобы какая-то другая  часть осталась жива.

В любом случае позитивный подход к таким расстройствам ориентирует нас на поиск причины и работу именно с ней, а не на борьбу и контроль симптома.

Однозначно говорить о механизмах формирования такого сложного и многоликого феномена конечно невозможно. Однако большая часть СП поведения рассматривается как конфликт внутриличностных потребностей с установками, условиями и запросами внешней среды.

Развитие личности в понимании позитивной психотерапии это развитие врожденных базовых способностей: способности к любви  и способности к познанию под влиянием 3 – х факторов: тело, время и среда.

С самых первых дней жизни мы начинаем развивать свой потенциал, для того чтобы иметь возможности обеспечивать себе потребности в безопасности, любви, принятии и причастности, в понимании себя, самореализации, потребности в смыслах и др.

И на этом пути мы можем уловить идеи,  что для обеспечения себе какой-то из этих потребностей мы должны разрушить какую-то часть себя.

Если использовать инструмент модели для подражания (прошлое) и модели 4 категорий отношений (настоящее), то можно увидеть, что большая часть наших отношений с самими собой и миром вокруг складывается под влиянием культуры в широком и узком смысле. А именно из отношений с нами и к нам со стороны значимых взрослых, и общества в целом, а также их собственных отношений с собой, друг с другом, другими людьми и миром.

Это значит, что концепции усвоенные нами прямым (ты тогда хорош, когда чего то достигаешь), или опосредованным способом (папа-настоящий мужчина-никому не рассказывает о своих проблемах)  предписывают нам поведение в нашей взрослой жизни

В таком ключе саморазрушающее поведение может основываться на опыте повреждающего или разрушающего поведения извне, реакциях или установках, которые учат нас тому при каких условиях мы можем хорошо относиться и ценить себя (Я-концепция), при каких условиях нас может ценить партнер, при каких условиях мы можем чувствовать себя хорошим родителем, при каких условиях можно доверять и быть принятым другим людям, и при каких условиях жизнь имеет смысл.

Например в значимых для нас отношениях мы можем  встретить условие, выполняя которое мы, с одной стороны можем получить контакт, время и любовь родителей, но с другой должны как бы подавить какую то часть себя (например быть очень вежливыми, послушными или очень усердными).

Или мы встречаем отвержение, угрозу, или наказание за проявление себя (открытость, непослушание) – и в таких случаях некоторые виды саморазрушающего поведения хорошо иллюстрируют, как теперь мы сами можем наказывать себя за проявление тех или иных способностей.

В таких случаях саморазрушающее поведение оказывается как бы воспроизведением ранее внешних, а теперь внутриличностных реакций, установок, отношений. Мы руководствуемся ими, как работающими когда-то и позволяющими когда-то удовлетворить важные потребности - в безопасности, любви, контакте, смыслах и.т.д И даже когда становится понятно, что они нам больше не помогают, до тех пор пока нет никаких других, мы часто не можем делать ничего другого.


Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами