Разговор о воображаемом и символическом по сути это разговор о взаимосвязанном, так как без воображаемого нет символического. Оптическое поле структурировано символически. То, что мы видим - задано символическими координатами. Что это значит? Мы видим благодаря памяти - перцептивный, визуальный опыт - символический опыт воображаемого. Наш визуальный, эмпирический опыт определен и детерминирован теоретическим, сформированным опытом. Символическое пронизывает воображаемое в материнской символической купели - ее речи. Малыш себя еще не идентифицирует как Я и он находится вне себя как и весь внешний мир. Эдипов комплекс - вход в символическую вселенную - символическая идентификация, но изначально малыш находится уже в символической матрице речи своей матери. После нарциссической идентификации следует символическая множественная идентификация с органическими и неорганическими предметами, именем – людьми, животными, своим именем и т.д... На стадии зеркала рождается Я зеркальное, при символической идентификации - символическое Я или Я собственное. Сама конструкция символического мира императивна - человек не способен из нее выйти так как,  через символ вещь отчуждается как таковая (вещь в себе). Мир - воображаемая конструкция,  которая прошита символической матрицей. Символическая матрица универсальна и она позволяет сформировать оптический, осознаваемый и регистрируемый опыт.

  В работах Лакана,  маленькое а - маленький Другой - это подобие Я малыша, в зеркальной путанице, в глянце блеска - в отражении без глубины - мир антропогенной визуализации и удвоения  - нарциссической идентификации. Субъект создает себя по образу и подобию Другого. Я - Другой даже по отношению к себе.

По сути влюбленность – это нарциссическая влюбленность в свой образ. Нарцисс постоянно влюбленный в  себя – преследуемый собой и символическая матрица останавливает эту динамику, уникальностью собственной истории, в поле языка. Символическая история –уникальное мое место и язык, которым прописано мое место и,  который задает структуру и закон – грамматику, которая выстраивает речь в определённом порядке. Структура, закон, язык –основание символической конструкции. Структура – это  то, как человек видит мир. Выстраивая эту символическую конструкцию Лакан обозначает А(большое) объект – это большой Другой (бессознательное) или язык, как конструкция,  структура символического. Благодаря языку мы оживаем, но закон не существует вне нас, структуры нет вне нас и языка не существует вне нас и поэтому Большого Другого нет вне  нас, но именно он задает нам не уподобляемые, несоизмеримые координаты и трансцендентен. Если человек будет думать о том, что говорит и что он говорит(как сам процесс) - он замолчит. Воображаемые отношения(нарциссические) – диада Я-Другой, а символическая триада -  Я, маленький другой и большой другой.  Все отношения людей опосредовано языком.  Благодаря Большому другому мы говорим, но кто именно говорит?  Язык отчужден от меня и речь приходит от Другого и говорю не я, а Большой Другой – бессознательное, символическая конструкция.  Бессознательное по Лакану действует через два поэтических тропа  – метафоры как сгущения Фрейда и метонимии как смещения (теория Якобсона). В своей книге Тотем и табу Фрейд предложил символическую конструкцию общества, которая структурирована не по кровно территориальному родству (что проповедовал Гитлер), а согласно символическому родству - тотему. Вторая важная идея Фрейда была в том, что Отец и Мать – это не реальные, а виртуальные – символические фигуры для ребенка.  Леви Стросс, ближайший друг Лакана, выдвинул идею о том, что наше общество жестко и бессознательно структурировано – от расположение сооружений до социальной иерархии и то , что сам  символ реальнее того, что он символизирует или «означающее предшествует означаемому» Лакана.

Концепция бессознательного рождалась в Вене у Фрейда и в Петрограде у Якобсана. У Фрейда есть понятие – представление (репрезентация), которые бывают образные и  словесные. Образные отсылают к словесным, а словесные к образным.  У Лакана – это «империя означающих» - символическая империя, мир знаков или букв. Означающая и означаемая. Означающее – словесный образ, а то на  что он указывает – означаемая (вещь, картинка). Означаемая – то что получило означение – символ, слово, стало частью языка в структуре языка, благодаря определенному грамматическому закону этого языка – означающую это означающее. Отношение слова и образа. Есть три концептуальные составляющие – вещь в себе - реальное, словесный символ вещи, образ вещи через символ. Один символ указывает на другой, образуя сеть символов при этом он лишь опосредовано связан с тем, что обозначает. То есть мы имеем дело с бесконечной сетью символов, а не вещей, которые они означают – символической сетью. Означающая предшествует любым означаемым так, как именно означающая структурирует символическую вселенную.  Попытка структурировать мир как «вещь в себе» лишь усиливает путаницу между тем символом и что он означает, создавая бесконечные структуры, классификации, диагнозы и тд. Символическая вселенная существует исключительно в режиме повторения.  Символическое навязчивое повторение – попытка символизировать не символизируемое, справится с травмой. Повторение и символ. Они существуют только в связи – повторения символов. История Эрнста демонстрирует Фрейду игру, в которой малыш сам  справляется с самой драматичной историей в своей жизни – «мама ушла» и «куда она ушла», если она куда то уходит, значит ей чего то не хватает, а если ей чего то не хватает, значит, она не такая всемогущая. Катушка – предмет, который ребенок выбрасывает и потом ее притягивает назад, при этом он обозначает звуками каждое действие – «мама уходит» и «мама приходит» благодаря активному желанию ребенка.  Он преодолевает бессилие, заменяя маму на предмет обозначенный звуками – попытка совладать через повторение ситуации. Этот малыш входит в символическую вселенную через этот предмет, обозначенный звуками – катушку, которая символизирует маму. Символ – попытка справится с отсутствием – через  предмет, который означен  звуками – выбрасывает «о» и притягивает «а» - начало его речи, начало языка и структуры языка, прописывание символической матрицы. Мир символов – мир различий так, как различие – это отсутствие и осознания отсутствия Другого и попытка совладать через символ с этим отсутствием. Само отсутствие чего либо дает контур и смысл присутствия другого – дифференциация и через это – мир уникального и неповторимого.

(из личных записей ВЕИП)

Вячеслав Гриздак