Сказка "Ослиная шкура"

Жил да был удачливый в делах, сильный, смелый, добрый король со своей прекрасной женой королевой. Его подданные обожали его. Его соседи и соперники преклонялись перед ним. Его жена была очаровательна и нежна, а их любовь была глубока и искренна. У них была единственная дочь, красота которой равнялась добродетели.

Начинается сказка с описания симбиотической идеальной картины, где все едины и нет места конфликтам. Описание ностальгическое и не реалистичное, похожее на утерянный рай. Такие воспоминания указывают на дискомфорт в настоящем, тоску по чему-то утраченному.

Королева умирает и успевает огласить своё последнее желание: король может жениться повторно только на ком-то прекраснее неё. Здесь возникает идея соперничества. Если в начале сказки все были прекрасны, то теперь начинается раскол: кто-то лучше, а кто-то проиграет. Все проигрывают и король понимает, что лучше его жены может быть только его дочь и решает жениться на ней.
В этой части сказки становится очевидной эдипальная тема. Сказка - мир фантазий, который не следует понимать буквально. И главное действующее лицо этой сказки - инцестуозные желания маленькой девочки. Они появляются и "убивают" мать, отец будто выбирает её. Такое желание нормально и естественно для девочки в определенном возрасте, но оно не безусловно и девочка начинает испытывать ужас. Она не справляется без материнской фигуры и просит совета у феи Сирени.
Фея Сирень - образ хорошей матери, которая необходима и именно она в итоге помогает принцессе побороть свои инцестуозные импульсы.

Итак, принцесса просит короля подарить ей три платья: цвета неба, цвета месяца и цвета солнца. И отец делает ей эти подарки, которые каждый раз превосходят её ожидания.

Влюбленный король, не колеблясь, отдал все бриллианты и рубины, чтобы украсить это платье. Когда портные принесли и развернули его, все придворные, видевшие его, сразу ослепли, так ярко оно сияло и переливалось.

Я думаю, что эта сказка наполнена паранойдными защитами. Принцесса ощущает, что отец преследует её. В реальной жизни такие защиты включаются, когда аффект так силён, что становится невыносимым и помещается в другого человека. "Это не я хочу выйти замуж за своего отца, это он ухаживает за мной". Я пишу сейчас о вполне нормальной фантазийной жизни, а не о случаях нарушения границ. Собственно эти нарушения так и опасны тем, что переводят мир фантазий, где девочка мечтает, что любящий отец дарит ей платье, потому что она красавица и он от неё без ума, в суровую реальность, где детство умирает, оставляя девочку с чувством вины и стыда за произошедшее.

Последнее условие принцессы - убийство волшебного осла, она просит его шкуру.

Дело заключалось в том, что вместо нечистот, которыми должна бы быть усеяна ослиная подстилка, каждое утро она была усыпана золотыми монетами, которые слуги ежедневно собирали.

Король убивает этого осла и отдает дочери его шкуру. Она заворачивается в неё и сбегает из дворца. Эта часть сказки похожа на описание исхода эдипового конфликта. В подростковом возрасте ребёнок вновь сталкивается с эдипом и перед ним встает тяжелый выбор: жить в семье на всём готовом (осел гарантировано принесёт монеты), но не иметь своей семьи, оставаясь с мамой или папой как с главным человеком в жизни или отказаться от этого и отправиться в своё путешествие. Впрочем, как выяснилось, все подарки родителей всё равно волшебным образом остаются с принцессой и она может их использовать.

Принцессе приходится начинать с самых низов, она выполняет самую тяжелую работу на ферме. Она вынуждена прятаться и никто не видит её красоты, видна только грязная ослиная шкура. В реальности это сравнимо с тем, как бывает, когда человек несёт внутри груз вины и стыда (в случае нашей принцессы за эдипальные желания) и бессознательно вызывает эти же чувства в окружающих. Например, некоторым подросткам в какие-то периоды жизни свойственно редко мыться или носить явно непривлекательную одежду, как бы создавая вокруг себя зону отчуждения, дистанцию. Бессознательно они чувствуют себя отвратительными и выглядят также.

Пожив таким образом, принцесса всё же решается на каминг аут и отправляется на местный праздник.

На следующий день был праздник. Оставшись одна в своей каморке, она достала волшебную палочку и, дважды стукнув ею по полу, вызвала к себе сундук с платьями. Вскоре, безукоризненно чистая, роскошная в своем платье цвета небосвода, вся в бриллиантах и кольцах, она любовалась собой в зеркале.

Естественно, на празднике она встречает принца, который влюбляется в неё без памяти. Так принцесса делает шаг к выходу из эдипа и своей собственной жизни уже не с папой, а с молодым человеком. И для этого она использует папины подарки:

Платье цвета небосвода чтобы произвести первое впечатление,
Платье цвета месяца, когда готовит принцу пирог,
Платье цвета солнца, когда приходит к нему в дом и встречается с его родителями и окружением.
Думаю, значение этих отцовских подарков вполне очевидно и расшифровывать нет смысла.

Первым гостем на свадьбе становится отец принцессы, который за это время женился на вдовствующей королеве. Таким образом происходит репарация родительских образов. Создав собственную семью, ребёнок лучше может понять родителей и в большей мере отказаться от своих инфантильных желаний.

И традиционное:

Три месяца продолжалось это знаменитое пиршество. А любовь молодого принца с молодой принцессой продолжалась долго-долго, пока в один прекрасный день не умерла вместе с ними. 
2016-08-03
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?