Совесть при людях, что шуты при королях

Совесть при людях, что шуты при королях

Речь не про обиды, вину, стыд, раскаяние, самобичевание и прочее, происходящие от недоумия или от плохого воспитания и подлежащие немедленному психотерапевтическому выдергиванию.

Речь про Совесть, которую многие считают главным отличием человека как существа нравственного, духовного, осмысленного от человека-мещанина, бездумного прожигателя жизни, пустого и никчемного пожирателя...

Итак, муки и терзания Совести в этой парадигме приравниваются к голосу души ли, ангела ли или самого духа. Они напоминают человеку, что есть внешние, сакральные ценности, что он, сам этот человек, сотворен по «образцу и подобию божию», и негоже ему забываться в телесно-свинских потребностях или почесывать свою гордыню всякими личными выделениями и властолюбием. А нужно ему советоваться с совестью: так ли я живу, все ли делаю, что в моих силах для всеобщего счастья, все ли способности, данные мне богом, развиваю и реализую в жизни, достаточно ли часто забочусь о смысле жизни, подаю милостыню и так далее.

Что касается форм проявления совести, ей позволено ерничать, самоиронизировать, стебаться над собой. Причем в этой как бы шутливой форме настоящей Совести, как и главному шуту при короле, было позволено иногда резать весьма болезненную правду-матку, и, более того, шуты высокого полета могли высказывать откровения, истины и пророчества, иногда озарявшие хозяев-королей, направляющие их на благие деяния для смягчения своего дурного нрава и характера.

Понятное дело, что кроме того, что держат шутов и советников было модно при очень многих дворах, так и польза от них было немалая. Не совсем ошалевшие от самолюбования властьимеющие хоть и могли иногда зарвавшегося (обидевшего их) шута посадить на кол, но более были склонны ерничество про себя, близких, себе подобных, метафоры про истину, мир, людей благосклонно терпеть, а иногда и обдумать на досуге. Такие государи подходили к выбору человека на роль главного придворного шута тщательно и основательно.

Так вот, если не говорить идеальную совесть, которая может где-то, когда-то была или будет, а про реальную, — она будет мучить человека или стебаться над ним приблизительно на следующие темы: "слушай, обленился ты, почитай, дневники попиши, время жизни трать на важные дела, а не на свои пустяки, познай самого себя, помолись, очистись от зависти, не подличай, стань приветливей, поделись с сирыми и убогими, навести родителей да и помочь мешало бы давно, благотворительность – дело благородное, и так далее.

Теперь отметим, что значительная часть человечества живет в ладу со своей совестью. Родителей по миру не пускают, детишек по детским домам не рассовывают и время ценят, а если где-то грешат, то понемногу, как все. «Взяточки не я, так другие возьмут, пятёрку троечнику на экзамене поставить — так государство само виновато — мне детишек кормить, да и мама любимая приболела, собой давно не занимался, развитием, суета, денег нет».

Иронию про себя принимают от внутреннего шута – Совести – намного меньше людей. Острить про Петьку с Василием Ивановичем, чукчей и язвить про политику куда приятней, чем про растущее брюшко и замену друзей пивком с компьютерными играми и телевизором.

То есть получается, что у людей в отличие от мудрых королей Совесть (шут) не только не присутствует повсюду: и на приемах, балах, и при разговорах с близкими и подданными, но и вовсе изгоняется куда-то в подсобки! Эх, не мудрые мы короли в управлении собственной личностью, характером, привычками и жизнью…

Человек – арендатор своего тела, кое-какой собственности, ума и другого на жалкие 300 (!) месяцев более-менее осознанной жизни! То есть не считая сон, ежедневные автоматические действия – еду, гигиенические процедуры, работу…. Человечество до сих пор не знает своих корней – откуда оно возникло, зачем нужно мироздание, случайная ли это мутация неких сил или, может быть, чей-то эксперимент, шутка или театр, которым потешаются боги. Оно так по-разному понимает своего Творца (религии и секты), чего он хочет от человека и какими ритуалами и поступками можно завоевать его благосклонность, что серьезно воспринимать верующих людей можно только с состраданием к узости их умственных способностей. Хотя сам человек не выбирает ни место, ни время своего рождения, ни род занятий. Он находится по большому счету в неведении относительно смысла своей жизни. В него (человека) заложено столько противоречивых и часто несовместимых тенденций, желаний склонностей и способностей, что он абсолютно не в состоянии понять самого себя, свою природу и сущность. Каждый человек творит, сочиняет сказки про то, что такое любовь, демократия, гуманизм, справедливость, счастье, правильное хорощее воспитание и т.д. Более того, человек никак не может отвечать за свое будущее.

Для иллюстрации возьмем хорошего, порядочного немца, голландца или если угодно, американца. Выберем четкое проявление его совести. Он, например, субсидирует экологическое движение, но иногда зарабатывает деньги на больных, нищих и отказывает себе в удовольствии давать милостыню. Совесть его в этом отношении урчит от удовольствия.

Но если, допустим, этот американец не тупой. И хоть чуть-чуть интересуется делами в мире. Тогда он знает, что каждую минуту на земле умирает один ребенок от голода, жажды и загрязненной воды. Он знает, что в лучшем случае он косвенный убийца, так как его деньги и голос на выборах обеспечили мощь армии, которая напалмом прошлась по жителям Вьетнама, благополучную Ливию и спокойный Иран превратила в регионы, где ежедневно взрывают и уничтожают сотни простых, таких добрых и нормальных людей, с женами, родителями и детишками.

И он не может не знать, что деньги от нефти, гази и др. перекачиваются из этих развороченных государств с его молчаливой поддержки его страной на его подтяжки, хорошие дороги, машины, экологическую еду и т.д. При этом, естественно, если у его дочки заболит пальчик или животик, он будет страдать и у него, может быть, появятся слезки. А смерть от голода ребенка, которую он может увидеть по телевизору, обеспечит его доченьке профессиональное лечение и здоровое питание. Слезок здесь не ждите. Совесть становится проституткой. Ее человек запирает в подвал, поглубже и посырее, чтобы она говорила ему только хорошие слова. Разве человек – пацифист, гуманист, если в армию не пошел? А что другие на его деньги, для его образа жизни, сеют смерть и страдания – на этом маленьком шарике – земля, это не для его совести.

Это всего лишь малюсенькая иллюстрация про роль совести в жизни человека.

Сейчас совесть в жизни человека – это не умный и мудрый придворный слуга. У короля были ведь власть и ответственность. Он отвечал и создавал идеологию, в значительной мере определял свое будущее и будущее государства.

Современный человек, создавая свои картины мира про реальность и свою совесть, определяет роль совести в своей жизни по своему вкусу – то ли служанкой, то ли юродивой. А забава здесь в том, что кого не спросишь: «Есть ли у тебя совесть?», - так и голландцы, и американцы, и другие ответят: «Да, конечно. Ты меня оскорбить хочешь?».

А мы ведь знаем, что человек и совесть – несовместимы?

И вот теперь я ставлю вопрос прямо, без обидняков. Что есть Совесть? В чем ее корни, предназначение, польза? Каковы ее отличительные признаки? Как ее распознать от пессимизма, депрессии или самоуничижения? В наличии совести есть смысл, если у ее хозяина есть реальная власть и ответственность. В совести есть толк, если у хозяина есть разум, сознание, цели, идеология, а также способности указания совести претворять в жизнь. Совесть не может по свое   й природе быть мещански удобной или ограниченно-избирательной.

2016-03-23
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?