Все мы периодически сталкивались с людьми, которые постоянно жалуются на сложные даже ужасающие жизненные обстоятельства, но при этом отвергают всякую помощь и категорически не желают их менять. В данном статье речь пойдет именно о «моральном мазохизме», как называл его Фрейд, т.е. о хроническом саморазрушительном поведении, а не о сексуальной первесии.
По мнению Стивена Джонсона, автора книги «Психотерапия характера», проблема мазохизма – это проблема воли, которая в детстве была жестоко подавлена опекунами. Мазохистическое и саморазрушительное поведение в тяжелых формах развивается именно там, где воля ребенка была подчинена особенно жестоко и садистически. В то же время такой поведенческий механизм, будучи сформированным, сопротивляется любым попыткам его изменения.
Берлингер в своей статье «Роль объектных отношений при нравственном мазохизме», представила более сложное понимание мазохизма как невротического решения детского конфликта между потребностью в любви и переживанием нелюбви со стороны значимого объекта.
Она акцентировала свое внимание на детском опыте отвержения именно от того человека, в чьей любви нуждался ребенок. В качестве примеров она приводит такие процессы, как:
- Травматичное отлучение от груди.
- Наказание за мастурбацию.
- Директивный тренинг чистоты (приучение к туалету).
- Ранняя депривация (разлука).
- Появление братьев-сестер.
- Требовательность, властность родителей.
- Отвержение в эдипальный период родителем противоположном пола в ответ на эдипальные влечения ребенка.
Классическое психоаналитическое описание мазохизма
Отто Фенихель писал о том, что мазохизм представляет собой конфликт между влечением и тревогой. Он не проводил различия между сексуальным и моральным мазохизмом, считая, что в любом случае существует некая связь между наслаждением и болью. Среди основных черт такой картины мира он называл:
- Принцип «наименьшего зла»: «лучше я сам себя буду наказывать, чем это сделает кто-то другой» (характерный пример, приводимый Фенихелем – самокастрация священнослужителей при вхождении в лоно церкви).
- Преодоление внутренней тревоги через реальное предвосхищение неотвратимого разрушения, нападения, что позволяет избежать ужаса неожиданных мучений.
- Регрессия, пассивность, желание союза с некоей мощной внешней силой.
Движущими силами мазохизма являются чувства страха и вины, которые в итоге пациент оборачивает против самого себя. Саморазрушение помогает справиться с внутренним давлением этих чувств.
Мазохистическое поведение нередко очень демонстративно и даже провокативно. Такие люди склонны обвинять своего мучителя в собственных несчастьях, при этом в то же самое время они сами стремятся принудить его к привязанности и к отношениям. Угроза их разрыва вызывает у них чувства страха и тревоги, поскольку мучающий их человек в то же время очень ценен и важен для них.
Мазохистические пациенты несколько напоминают депрессивных: они также склонны к самообвинениям, ощущают себя отверженными, недостойными чего-то лучшего, ущербными и отверженными. Однако в отличие от последних они остро нуждаются в «плохом» другом, поскольку проецируют (приписывают) ему собственные разрушительные импульсы.
Это подсознательная потребность во внешнем мучителе часто приводит к тому, что обладатель мазохистического характера либо неосознанно сам притягивает к себе садистов, либо своим поведением невольно активирует садистические черты в окружающих.
В следующей статье будет более подробно рассмотрена картина мазохистической личности изнутри, а также описано, каким образом психика защищается от непереносимых чувств.