"Способ достижения морального триумфа через навязанное себе страдание может стать таким привычным для человека, что его стоит рассматривать как личность, имеющую мазохистический характер".

Н. Маквильямс

При просмотре этого фильма часто возникает желание рассуждать о разности культур, загадочной Японии, самураях, цветении сакуры и чем-то подобном. Отчасти это действительно играет свою роль в фильме, отчасти - является отражением психологии героини. Зритель гадает, кто же такая эта главная героиня: жертва столкновения культур или выскочка.

Мы можем только догадываться о детстве Амели. Известно только, что она переехала из Японии в Бельгию в пять лет и с тех пор не переставала думать о возвращении. Это может быть разновидностью фантазий о возвращении в детство, чтобы что-то пережить заново.

Всё действие фильма, как и действие психотерапии, происходит в паре. В данном случае это Амели и Фубуки. Амели влюбляется в Фубуки, но смотрит на нее скорее как маленькая девочка на мать: с восхищением, любованием, ожиданием помощи и поддержки в трудный момент. Проще всего понять устройства человека, понаблюдав как он выстраивает свои личные отношения. Амели делает это в мазохистическом ключе.
Изначально она относится к Фубуки как к идеальной фигуре. Для Амели это значит абсолютное восхищение, ощущение похожести и родства и объединение против "врагов". Она жалуется ей на плохого начальника, несправедливое отношение к себе, видит в ней абсолютную доброту и поддержку. Позже наступает разочарование, Амели чувствует себя обманутой, преданной и отвергнутой. Амели снова и снова пытается показать себя, доказать что-то, но отношения портятся всё больше и больше, Фубуки становится всё более жесткой и садистичной. При этом привязанность Амели не только не уменьшается, а даже возрастает. Даже увольняясь, она мечтает доставить удовольствие своей начальнице. Уходя, она жалеет, что не посмотрела в последний раз на ее лицо. Это - результат работы таких защит как расщепление и  идеализация.

Так выглядит эта история в поверхностном изложении и именно так чаще всего видят свои истории люди с мазохистическим типом личности. Задача психотерапии в такой ситуации - постепенно показать им обратную сторону происходящих с ними катастроф. Какой была обратная сторона Амели?

Прежде всего, эта девушка приезжает в Японию явно не строить карьеру. У неё есть другие, более личные и не понятные ей самой причины. Ради них она долгие годы готовилась и мечтала работать в этой стране. Сложно поверить, что она, при всей этой подготовке, даже не познакомилась с культурой этой страны. Скорее всего, она долго её изучала. Тем не менее всё, что она делает - прямой вызов японцу. Она ведет себя откровенно раздражающее и даже вызывающе даже для европейца. Для японца же это прямая провокация. Она несколько раз говорит: " Меня давно должны были уволить", но продолжает. Она мешает работе, спорит с начальством, ругает уважаемых здесь людей, лезет в личное пространство сотрудников и многое другое. При этом она как бы не понимает, что делает. Это - типичное поведение мазохиста, который создает для себя опасные условия, но совершенно не задумывается об этом. Пик этого поведения приходится на тот момент, когда она идёт в туалет где плачет Фубуки, называя себя "доброй дурой". Каждому приходится встречать таких людей, которые "хотят как лучше", но почему-то получается "как всегда". В данном случае причина такого результата во внутреннем конфликте между сознательным и бессознательным героини. На сознательном уровне она хочет поддержать и пожалеть Фубуки, на бессознательном - она прекрасно знает культуру Японии, где публичное выражение чувств - верх стыда, она уже знает Фубуки и её враждебность к ней и бессозательно она понимает, что это будет страшным ударом. Так и происходит. Она наносит ей оскорбление, но не открыто и этим провоцирует Фубуки на на еще худшее отношение.

Возникает вопрос: зачем ей это? Истоков мы не знаем, так как не знаем прошлого героини. Но если немного послушать её саму, то ясно, что самые счастливые моменты для неё - время её "наказания". Она с каким-то странным удовольствием описывает как погружается в самую скучную и тяжелую работу. Характерно, что в эти времена она постоянно любуется лицом Фубуки. Для неё наказание и любовь - нераздельны. Она чувствует себя счастливой и свободной именно привыполнении самой ужасной и неподходящей ей работы.
Самым ярким безусловно является время её работы в туалете. Здесь она наконец достигает желаемого. Ситуация становится настолько гротескной, что уже похожа на эксгибиционизм. Амели как будто говорит всем своим видом: "Я очень страдаю и виной этому сами-знаете-кто и её мстительность". Возникает вопрос, зачем она с таким упорством остается на этой работе, хотя в это время могла бы получить намного лучшую в другом месте. К сожалению, у мазохистов повреждены ценности и для них облегчение и даже удовольствие - делать "плохим" кого-то другого. Они как бы заключают контракт: я готов мучаться физически, но другой будет мучаться морально. Здесь вспоминается рассказ Амели о её дестких мечтах, когда она хотела быть сначала Богом, потом Иисусом, потом мученицей. Ведь "победа" Иисуса над Пилатом или Иудой не была физической. Да, он перенес ужасную физическую боль и истощение, но остался героем, тогда как жизнь его "врагов" была разрушена. Он принес жертву, но получил бессмертие. Амели пытается проделать нечто подобное, она довольно показательно страдает, но при этом ощущает поддержку многих людей, также при этом пороча свою противницу.

К сожалению, мазохисту приходится платить огромную цену. Он жертвует своим благополучием и практически не способен на другие отношения. Одна из причин этого - невозможность признавать свою ответственность. Амели каждый раз яростно сопротивляется, когда её ругают или учат работать иначе. Парадокс психотерапевтической работы с таким человеком в том, что чем больше он постепенно становится способен признать себя "плохим", то есть признать свои ошибки и свою ответственность за свою жизнь, а не винить во всем других или обстоятельства, тем легче и счастливее становится его жизнь и шансы на отношения с кем-то "хорошим" увеличиваются.

Еще одной особенностью такого характера является невозможность получать удовольствие без чувства вины или ощущения опасности. Толька заплатив на что-то ужасную цену, они наконец могут себе это позволить. Так и Амели, пережив этот тягостный опыт, приходит к тому, что действительно любит, т. е. садится писать книгу. К счастью, она - довольно благополучный мазохист с хорошей способностью к творчеству, а творчество дает возможность выразить себя и разделить с другими людьми свои переживания, что дает надежду, что у этой героини все ещё может измениться к лучшему.

2015-12-01
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?