В мире где есть смерть вряд ли найдется место для бога.

 

Обычно я развлекаю вас текстами о всяких разностях, но дела у нас в мире часто совсем не смешные. В нем есть место для трагедии и памяти о вещах ужасных. Да и вообще мир не слишком весел. Сегодня я хочу напомнить об одном старом кошмаре. Порой это куда важней, чем жить здесь-и-сейчас.

 

Знать что жизнь неотделима от вечной боли.

 

СТО ЛЕТ БЕЗ ПРАВА ПРОЩЕНИЯ

 

Сегодня мир вспоминает сто лет с момента начала геноцида армянского народа. Папа Римский назвал его первой из трех величайших трагедий ХХ века… но он ошибся числом.  Первая – если не вести отсчет с Великой Войны начавшейся годом раньше, и еще - не три, а сотни невыносимых кошмаров.

 

Не стану приводить весь список. Средь него мировые войны, холокост, русская революция с самоистреблением миллионов людей, переселения народов, и множество революций, гражданских войн и этнических чисток на всех континентах. В некоторых гибли миллионы, в других ограничивались казнью тысяч.

 

Сто лет назад из двух миллионов армян, живущих в турецкой империи, были убиты полтора миллиона. Прочие частью рассеялись по миру, частью смогли укрыться, приняв ислам и выдав себя за турок. Турки по сей день не покаялись и не признали своих дел. Так что, им нет никакого прощения.

 

Впрочем, они и не слишком ждут его.

 

УБИТЫЕ И СВЯТЫЕ

 

В эти дни случилось событие, совершенно невиданное и во многом спорное. Если бы не трагические обстоятельства, я бы шутил над ним, ибо это и вправду дико. Армянская православная церковь одним актом причислила полтора миллиона жертв геноцида к лику святых. Всех без изъятия, все святы.

 

Все, включая невинно убитых женщин и детей - и вооруженных мужчин, оказавших стойкое сопротивление, и зверски замученных беспомощных и несопротивляющихся жертв. Праведники и нераскаянные грешники, нищие и князья, поэты и воры. Смерть приравняла всех. Мертвые священны и живы.

 

Это бесконечно страшное решение, жуткая святость. Безжалостный ответ на чудовищное преступление. Ответ, уничтожающий само понятие святости – во всяком случае, в том виде, как оно известно в мире, помнящем христианство. Акт, убивающий бога и отказывающий ему в праве решать за нас.

 

В мире, где есть массовые убийства – невозможен бог.

 

НАШ ЗВЕРЬ

 

Почему люди делают это…? Почему убивают других, порой находя в том источник радости и наслаждаясь видом страданий …? Потомучто мы делали это всегда. Мы - люди, племя людей… мы убивали тысячи лет, есть даже теория, что именно этому обстоятельству мы и обязаны происхождением разума.

 

Убиваю – следовательно существую. Убиваю, значит живу как личность и член племени, полноценное существо, как часть своего рода. В архаичных племенах акт убийства врага или зверя был частью инициации, подтверждающей право на взрослую жизнь. Народы убивают, чтоб утвердить себя в мире живых.

 

Вселенная равнодушна к календарям. Нет никакой границы эпох. Древние турки истребляли встретившиеся им на пути народы и племена как сухую траву… и то же делали сотни и тысячи иных народов и племен. Делали, не ведая раскаянья и стыда. За последние века кое-что слегка изменилось, но…

 

Зверь еще внутри нас.

 

ПАМЯТЬ

 

Наверно для того и нужны календари. Они чтоб помнить о звере и вспоминать его жертв… и осознавать, что это не где-то вдали, не в прошлые годы и иные времена, а здесь и сейчас, что это про нас и имеет прямое отношение к нашей жизни. И если забудем – завтра сами пойдем убивать или будем убиты.

 

Помни о них.

 

В мире где есть смерть – не может быть бога.

Или это какой-то совершенно другой бог, сходный с хищным зверем.

Но мы с вами все еще здесь.

 

Нам жить.

 

Иллюстрации:

Гора Арарат, священное сердце Армении, находящеехся не земле Турции

 

И еще о современном восприятии той давней трагедии:

Не говори им кто ты

 

 

2015-04-25
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?