Страшные рождественские истории

👁 32
Близится большой и светлый праздник православных христиан - Рождество Христово. Если рассмотреть его  с культурологической и этнопсихологической точек зрения, то это день традиционно восходит к дохристианскому празднику Дня зимнего солнцестояния, отмечаемого многими народами  мира ориентировочно 21-25 декабря. Разница в календарях создала известную путаницу, так как Россия жила по церковному юлианскому календарю, а Европа - по григорианскому. 
Я часто вспоминаю свое детство, в котором предопределилась моя профессиональная составляющая. С одной стороны, я тянулась к необычному, неизведанному,  почти мистическому,  а с другой стороны, мне было важно сравнить тот или иной обряд обрядом другого народа.
Как и полагается многим девочкам, меня привлекали "бабушкины сказки". Часто ко мне приходила соседка, одинокая пожилая женщина, приятельница моей бабушки, которая любила сидеть со мной дома, когда это было необходимо. Баба Маша...Так ее звали.
Именно благодаря ей я узнала целый комплекс обычаев, обрядов русского народа, суеверий, примет и невероятное количество сказочных историй, даже самых жутких и страшных.
Советское детство. Зима. Я не задумывалась над тем, почему баба Маша говорит, что до первой звездочки есть нельзя и приносит нам какое-то угощение. Как правило, сдобные плюшечки с маком или вкусный торт собственного приготовления. И вот мы садимся за стол, я выглядываю в окно и кричу, что вот, звездочка есть! Какой-то совершенно странный, мистический вечер...В тот вечер мне не говорили ни о Рождении Христа, ни о Библии. Этот вечер о другом...
И тут начинаются истории! Самые невероятные! Я только прошу, "Баба Маша! Только пострашнее! Расскажи мне самую-самую страшную!". И баба Маша начинает свое повествование. Мне и в голову не приходило, выдумывала она их или нет, но помню то предвкушение, когда я залезала на диван и кутаясь в плед,  с упоением слушала ее.
"Было дело в одной маленькой деревеньке в канун Рождества. В ней была красивая церковь. И вот на богослужение пришла одна неизвестная молодая девушка. Кто она была, откуда? Никто ее никогда не видел. Но красота ее затмевала даже величие храма...И вот служба идет, девушка стоит, молится вместе со всеми...Как вдруг, во время чтения молитвы (тут память моя решительно сопротивляется, я не могу вспомнить название этой молитвы - Н.А.), эта девушка падает в обморок. Но священник,  почуяв что-то неладное, продолжает читать. Толпа охает, какая-то бабушка бежит за святой водой, брызгает на девушку, а девушка начинает кричать,  корчиться, извиваться как змея. Священник продолжает читать дальше. И тут вбегает пожилой мужчина, односельчанин. Увидев, что творится, он проходит в гущу, достает из-за пазухи основый кол и что есть силы вбивает ее в девушку. Все разбегаются в панике и ужасе. Но священник все понял. Оказалось, дочь односельчанина, умершая почти двадцать лет назад, была знатной и очень красивой ведьмой. И почему-то вышла из могилы под Рождество. Но отцу ее было явление ночью Богородицы, которая попросила приготовить осиновый кол и прийти в храм с ним...Так вот, пока дед рассказывал священнику эту историю, смотрят, а покойницу черти утащили...".


Я даже не могу объяснить, почему мне было страшно совсем капельку, но так невероятно тянуло магнитом в этот особый, наполненный сакральным смыслом, мир волшебства. Но мне хотелось стать...именно этой несчастной ведьмой. Детское воображение словно уносило меня к месту события. То ли в силу становления моего меланхолического темперамента, то ли еще чего-то...
Окутанная мистикой, таинственностью, такая история уводит нас в  совершенно особый мир русской народной культуры (или даже корректнее сказать,  в мир славянской культуры). Что переплетено в этой святочной истории? И мир людей, и мир живых, показательна сила молитвы как противоядие враждебному миру Тьмы, загробному миру. Много-много вопросов рождается в нас. И зачем Ведьме потребовалось выйти из могили спустя столько лет, и почему священник продолжал читать молитву и не помог девушке? И не жалко ли было отцу дочь? С годами приходит совершенно другое осознание. Здесь как будто сталкиваются древнее язычество и относительно молодое христианство. Приоткрывая завесу тайны, окунаясь в атмосферу рождественской сказки, мы  испытываем и трепет, и страх, и уважение. Все в одном рассказе. 
Решив  рассказать об этом эпизоде из детства, я обратила внимание, что с одной стороны, эта история отражает то, что "запретно". То, что в реальной жизни не скажешь. Вроде как и вопросы смерти, и ведовства, и церкви. То, что было тайной за семью печатями. С другой стороны, моральный контекст святочного рассказа...Вот здесь сложнее. Стереотипное мышление таково, что ведьма должна быть уничтожена. И здесь жесткая позиция авторитетной инстанции. Однако выходя за эти рамки, можно придумать и другие истории...?
Надежда Архангельская
2018-01-04
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?