Театр спонтанности, основанный на импровизационных импульсах.

👁 23

Будучи студенткой Одесского университета им. Мечникова  в 2003 году, я столкнулась с проблемой, какой же терапии отдать предпочтение для своей дальнейшей практики. Вначале я изучала психоанализ у профессора  Бориса Херсонского, затем гештальтпсихологию у Александра Моховикова. Как молодому и неопытному психологу, мне хотелось изучать все! И, конечно, больше всего, себя. Однажды я попала в группу поддержки, работа которой основывалась на методе психодрамы Якова Морено. Таких  переживаний я еще не испытывала. Это было как вдохновение!

Из биографии Якова Морено:

"В 1912 году Морено присутствовал на одной из лекций Зигмунда Фрейда.. В своей автобиографии он вспоминал опыт: «Когда студенты подали заявку, он выделил меня из толпы и спросил, что я делаю. Я ответил:« Ну, доктор Фрейд, я начинаю то, от чего вы уходите. Вы работаете  в искусственной обстановке вашего офиса, я встречаю людей на улице и в их домах, в их естественной среде. Вы анализируете их мечты. Я даю им смелость снова мечтать. Вы анализируете их и раздираете. Я позволяю им действовать в их конфликтующие ролях и помогаю им снова объединить части истории их жизни."

Что же дает этот метод особенного, что может привести к быстрым результатам?

На сеансе психодрамы один из клиентов группы становится главным действующим лицом и фокусируется на конкретной, личной, эмоционально проблемной ситуации, чтобы принять участие на сцене. Можно привести множество сцен, изображающих, например, воспоминания о конкретных событиях в прошлом клиента, недоделанных ситуациях, внутренних драмах,фантазиях, мечтах, подготовке к будущим ситуациям и др. Эти сцены либо приближаются к реальным ситуациям, либо являются бессознательным механизмом защиты (экстернализации) внутренних психических процессов. Другие члены группы могут стать вспомогательными и поддерживать главного героя, играя другие важные роли на сцене или могут вступать в роли «двойника», который играет роль главного героя.

Из биографии Якова Морено:

" Примерно в 1910 году Морено разработал Театр спонтанности, основанный на актерском исполнении импровизационных импульсов. Основное внимание в этом упражнении было сделано не из-за терапевтических эффектов психодрамы; они были замечены Морено просто положительными побочными эффектами. Это стихотворение Морено раскрывает идеи, важные для практики психодрамы, и описывает цель зеркалирования:

A meeting of two: eye to eye, face to face.
And when you are near I will tear your eyes out
and place them instead of mine,
and you will tear my eyes out
and will place them instead of yours,
then I will look at me with mine."

(дословно, прошу прощение за перевод) Встреча двух: с глазу на глаз, лицом к лицу.И когда ты рядом, я открою глазаи поместите их вместо меня,и ты оторвешь глазаи поместит их вместо вас,тогда я посмотрю на меня с моей ».

Используя ролевые игры и рассказывая истории, клиенты могут проявлять свою эмоциональность и раскрывать свой опыт, который можно открыто обсуждать со своим терапевтом и репетировать новые способы поведения. 

 Морено считал, что психодрама может использоваться, чтобы помочь людям продолжать свое эмоциональное развитие с помощью этих методов.

Светлана Ярмощук
2018-08-08
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?