ТЕНИ И БЛИКИ

 

Евгений Габелев

 

«Постоянная борьба за то, что любишь

И против того, что ненавидишь –

Есть тяжкая болезнь ума»

Шо-Сан

Что сильнее – добро, или зло? Как добрыми побуждениями испокон веков оправдываются злодейства и преступления? По своей природе человек добр, и только в силу обстоятельств поступает дурно – или изначально склонен ко злу? Возможно ли, что вопросы, тысячи лет занимавшие умы людей, и так и не нашедшие ответа – лишь усложненная форма наивного детского вопроса – что такое хорошо, и что такое плохо? Верно ли, что этот мир вокруг и внутри нас - намного более удивительный и странный, чем это казалось когда-то маленькому почемучке и его молодым родителям?

Страдающие рыцари и благородные злодеи

«Ошибка разума не столько в том, что он на все вещи наклеивает свои ярлыки,

Сколько в том, что он начинает считать их более реальными, чем сами вещи»

Алан Уотс

С детства сопровождают нас истории о борьбе Добрых и Злых. Меняются имена и облик персонажей, места действия, антураж, оружие, и масштаб событий – однако кажущееся многообразие текстов, фильмов, сказок и легенд укладывается всего в два - три архетипических сюжета.

Герой, наделенный многообразными достоинствами, благородный рыцарь или отважный путешественник, самоотверженный сыщик или добрый хоббит, волею судьбы встречается с многочисленными и могучими силами зла, путешествует, борется с врагами и искушениями, находит и теряет друзей, и в конце концов – побеждает. В самых талантливых и запоминающихся историях, в отличие от примитивных боевиков, обычно выясняется, что цена победы слишком велика, сражался герой не с теми и не на той стороне, а приз победителя оказался пустым и тягостным. Таковы большинство античных мифов. Их персонажи показались бы нам сейчас не такими уж и добрыми. Скорей одержимыми страстями могучими странными дикарями – то бесконечно мудрыми, то наивными, то исполненными сочувствия и верности, то коварными и жестокими. Вряд ли мы, современные люди, чувствовали бы себя под надежной защитой рядом с древними героями. Спасший многих от злобных чудовищ Геркулес, сам то и дело впадает в жестокое буйство и в конце погибает вследствие собственной супружеской неверности. Хитроумный и отважный Одиссей, вернувшись из странствий, в которых отнюдь не всегда являл собой пример верности и чести, безжалостно уничтожает не только домогавшихся его супруги женихов, но и ее невинных служанок. Таковы и боги древнего мира – противоречивые и амбициозные, играющие и борющиеся между собой, словно внезапно ставшие всемогущими дети. Зевс, справедливый судья и защитник, поддавшись страстям, неистово мечет молнии в правых и не правых, и пускается в бесчисленные романы. Боги и богини спасают своих любимцев от гибели лишь затем, что бы подвергнуть еще более жестоким испытаниям. Пугающие существа эти намного точней и ближе отражают нашу подлинную природу, чем более поздние образы идеальных рыцарей. Древние авторы были честны, не скрывая от людей их подлинное лицо, а увиденное в зеркале подчас способно напугать убаюканный иллюзиями ум.

Лишь тысячу с лишним лет спустя, уставшее от правды о себе человечество приступает к созданию образа добродетельного идеала.

Для этого, древний титан, или первозданный бог, рассекается пополам – и из единого, вечно переменчивого и опасного, но полного дикой силы, существа, появляются два борющихся персонажа – благородный Герой и коварный Злодей. Оба предсказуемы, каждый заперт в клетку собственной роли, лишен энергии и мощи – и от того более не опасен. Один обречен на вечные подвиги и славу, другой – на поражение и проклятие.

И тут появляются второй великий миф, проходящий сквозь всю литературу и искусство последних двух тысячелетий – история о переходе на другую сторону. Фауст, оставивший добро и предавшийся злу искатель истины. Благородный разбойник, мятежник Робин Гуд. Восставший демон, Воланд, или просто импозантный бандит, служитель зла, по странной прихоти творящий добро. Появляясь в поздней античности, сюжет с веками трансформируется, и герой его, изначально бывший воплощением предательства, и несущий за него примерное наказание, становится все более привлекателен и романтичен.

Рядом неотступно следует и третий, дополняющий картину разделенного на противоположности сознания, персонаж. Страдающий, гонимый праведник. Со времен Нового завета проходит он сквозь умы людей, напоминая о невыносимо высокой цене, которую приходится платить отрицающему собственную темную половину миру.

 

Метаморфозы чувств и дистанционное управление человеком

«Карта никогда не соответствует территории, которую она отображает»

Альфред Корзибский

 

Как же впервые в человеческом уме возникает представление о разделенных и борющихся противоположностях – добре и зле? Отчего ни одна из бесчисленных теорий не смогла дать за тысячи лет вразумительного и непротиворечивого ответа на природу этого конфликта? И что означает тот странный факт, что культуре великих и древних цивилизаций Индии и Китая такой вопрос просто не знаком? В насчитывающей не менее пяти тысяч лет Рамаяне, хорошие парни еще выясняют отношения с плохими, но уже в тексте трехтысячелетней давности –  эпосе Махабхарата, и его центральной части – поэме Бхагавадгита, тема закрывается раз и навсегда, как подобная, по сравнению древнеиндийских авторов, спору о форме заячьих рогов… В Китае же, даосский мудрец Чжуан-Цзы потешается над последователями Конфуция, вздумавшими рассуждать о добре и зле всерьез, а автор Дао Де Цзин - загадочный Лао-Цзы, утверждает, что судить о добре и зле люди начинают, когда перестают понимать, что реально, а что нет. Идеалом же на Востоке становится не отвергший зло святой и не сражающийся на стороне добра рыцарь, но превзошедший иллюзорную борьбу противоположностей Просветленный. Чем занимались эти хитрые восточные старцы многие тысячи лет, какие загадки пытались разрешить, что за тайну о нас самих скрывают их усмехающиеся глаза? И что говорит обо всем этом современная наука о человеке?

Только что родившийся ребенок не ведает о борьбе добра со злом, философии и морали - и не узнал бы, если не был беззащитен и беспомощен. Как уберечь его от опасных для жизни поступков, при этом научив тому, что потребуется в будущем? С помощью поощрения и наказания. Действия, слова и мысли опасные, или лишь представляющиеся родителям и наставникам таковыми, наказываются осуждением, сопровождающимся словом-командой «плохо!», полезные же поощряются одобрением, выражением радости и любви, и сопровождаются словом-командой «хорошо!». Вырабатываются условные рефлексы, остающиеся навсегда. Больше за человеком не надо ходить и присматривать – он делает это сам! Теперь суждения и мнения, сообщенные старшими, будь то «отцы нации», или просто люди, пользующиеся авторитетом или любовью, не оспариваются – а принимаются к исполнению, как истина в последней инстанции. Только вот управляющие не всегда так уж доброжелательны и мудры... Есть Плохое – то, что делать нельзя и осуждается, и Хорошее – то, что делать нужно и правильно всегда. И это не обсуждается. Действующие неотвратимо, как команды на дрессированное животное, слова и концепции, кажутся нам разумными, данными свыше, и, возможно, врожденными. Позже, сознание совершает процесс номинализации – то есть превращает приказы и оценочные суждения других в кажущиеся твердыми и постоянными вещи или свойства. Из «хорошо – сделай это» и «плохо – нельзя, запрещаю» возникают Хорошее и Плохое, а из них – Добро и Зло. И вот уже весь мир, люди, а вслед за ними и собственные чувства, мысли и желания, разделены на две противоборствующие стороны. Однако, вскоре обнаруживается, что многое оказывается плохим и хорошим одновременно! Это обескураживает, и подстегивает бессмысленную борьбу. В результате настойчивого подавления объявленных плохими, но в то же время переживаемыми как хорошие, импульсов и чувств, как правило, связанных с алчностью, сексом и агрессией, человек перестает их осознавать, отчего последние нисколько не исчезают, но лишь проявляются внезапно, минуя сознательный контроль и вызывая ощущение постоянной вины и собственного несовершенства. Возникает невротический конфликт, выплескивающийся в агрессию и жестокость внешнюю, направленную против внезапно обнаруживаемых повсюду «слуг зла», или внутреннюю депрессию, обвинения и саморазрушение, свойственные желающим быть слишком правильными. Отсюда величайшая притягательность романтизированного Зла, избавляющего от внутреннего конфликта. Страдающий праведник и несчастный рыцарь проигрывают в своем очаровании сильному и счастливому Воланду или благородному грабителю с большой дороги.

 

Шаг в Пустоту

«Природа всех вещей одна. Кажущееся разделение их на реально существующие и несуществующие, правильные и неправильные, хорошие и плохие, происходит от

 цепляния недалекого и пугливого ума за собственные привязанности и концепции»

Шо-Сан

 

Что же делать человеку, осознавшему, что был марионеткой в руках управляющего им общества и его подчас странных обычаев? Как избавится от рефлекса безусловного подчинения и отвязать от своих рук и мозга управляющие нити «хорошего» и «плохого»? Понять, что мысли, чувства, люди и события не хороши и не плохи сами по себе – но такими их делает наше к ним отношение? Что Добро и Зло – не противоборствующие силы, и не свойства характера, но лишь ярлыки? Увидеть, что каждое действие влечет за собой последствия, одни из которых будут приятны и желанны, другие же – нет, и не существует силы способной отделить одни от других. Что нет и быть не может единого и правильного для всех и всегда. Как не потерять при этом собственную человечность, не превратиться в исполненное вседозволенности чудовище? Взрослый и разумный вполне может, оставив заклинания о Добре и Зле, и философские фантазии о вечной борьбе противоположностей, положиться на собственную внимательность, опыт и здравый смысл. Когда наши далекие предки осознали, что Земля не держится на слонах и китах, а висит в пустоте, ни на что не опираясь – мир не рухнул. Ему просто некуда было падать, так как Верх и Низ – лишь понятия, категории, существующие не в пространстве, но в нашем собственном оценивающем уме – так же, как и Добро и Зло. Ни к чему бояться выдернуть еще парочку воображаемых подпорок. Просто ум станет свободнее, а избавленный от ограничений дух – сильней и счастливей. Это не конец истории или крах этики – но лишь новое начало, с которого и начинается, пожалуй, все самое интересное.

 

Что еще почитать о долгой и запутанной истории борьбы противоположностей в культуре, искусстве и психологии:

Б. Рассел «Князь Тьмы. Добро и Зло в истории человека»

Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»

Э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»

Д. Франкл «Археология ума»

М. Эпштейн «Мысли без мыслящего»

Шри Раджниш «Книга ни о чем»

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами