Заключение

Использование юнгианской песочной терапии связано с учетом тактильных ощущений и созданием визуальных образов. Свойства песка позволяют создавать из него универсальные структуры, что становится возможным благодаря прямому тактильному контакту клиента с материалом. Песочницу можно рассматривать в качестве миниатюрной модели естественной природной среды, содержащей песчаные пляжи, океан, небо. Это природная среда является тем местом, где человек получает первый опыт творческой работы и где игра, спонтанность и цикличность тесно связаны друг с другом. Понимание специалистами особенностей работы с таким пластическим материалом, как песок, может способствовать более частому применению песочной терапии и осознанию значения песчаной основы и различных комбинаций предметов.

Песок, вода и те материалы, из которых сделаны используемые в песочной терапии предметы, имеют определенные возможности и ограничения и могут быть использованы клиентом для выражения тех или иных переживаний и потребностей. При создании песочных композиций их различные сочетания отражают соотношения между природой и культурной составляющей песочной терапии, предоставляя дополнительные возможности для ее понимания. Клиент не вникает в психологическое содержание создаваемых им образов и не задается вопросом, почему и зачем он их создает.

Для юнгианской песочной терапии характерно сочетание двух основных процессов – создания образов из бесформенного материала – песка, и выбора расположения различных фигур, уже имеющих определенную форму. Эти два процесса отражают баланс между проявлением естественных творческих потребностей человека и принятием им того, что уже существует в мире. Сочетание природных материалов с материалами, которые являются продуктами промышленного производства или культуры, - несомненное достоинство песочной терапии (Штейнхардт Л., 2001). Это позволяет клиенту ощутить более тесную связь с природой и тем самым открыть в себе потенциал самоисцеления.

Психотерапевту необходимо понимать основополагающие принципы песочной терапии, такие как использование минимальных инструкций, неинтрузивность психотерапевта, отсроченные интерпретации и осознание трехстороннего переноса между клиентом, психотерапевтом и художественным образом.

Песок и вода являются естественными природными материалами, сохраняющими в песочной терапии свои качества. Возможности этих материалов относительно ограничены их физическими свойствами, а также теми движениями, которые предполагает работа с ними. Все это обуславливает создание вполне определенного набора песочных форм (Штейнхардт Л., 2001).

Процесс песочной терапии начинается тогда, когда в результате творческого импульса бессознательного клиента приходит в активное состояние, и на ограниченной территории песочницы он создает некий образ. Песочная терапия предполагает возможность движения в обратном направлении, благодаря чему тени бессознательного могут оказаться на поверхности. В то же время в ходе песочной терапии обязательно имеет место «процесс погружения в бессознательное, отражающий свойственные человеческой психике естественные приливы и отливы» [цит. по Штейнхардт Л., 2001, с. 305].

Создание все новых песочных композиций отражает цикличность психической жизни и свойственные ей ритмы. В процессе работы они отражаются в песочной композиции. Каждая работа фиксирует то или иное состояние  психики, тот или иной аспект внутреннего мира клиента. Одновременно песочная терапия обладает уникальными возможностями, позволяя отражать динамику психических изменений.

Песочная терапия является одним из средств постижения закономерностей, которые объединяют людей друг с другом, поскольку создаются сходные универсальные формы, отражающие естественные циклические процессы жизни и ее развития.

2015-03-18
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?