Теоретико-методологические основания экзистенциальной психотерапии Ирвина Ялома

👁 40

Пожалуй, самым известным представителем экзистенциальной психотерапии по праву считается психотерапевт, писатель и автор учебников, Ирвин Ялом. Для  И. Ялома экзистенциальная психотерапия не представляет собой отдельный вид терапии, а относится к группе динамических подходов, близких психоанализу. И. Ялом вслед за З. Фрейдом признаёт существенное влияние конфликтов между разными уровнями сознания на мысли, эмоции и поведение человека [И. Ялом, 2011].  Основным отличием экзистенциальной психотерапии от психоанализа, по мнению И. Ялома, является понимание, что внутренний конфликт заключается не столько в борьбе с подавленными инстинктами, сексуальными и не принимаемыми обществом желаниями, сколько в борьбе с данностями существования. И. Ялом выделяет четыре таких данности: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность [И. Ялом, 2015].  Темы, связанные с четырьмя данностями существования, согласно И. Ялому, составляют содержание психотерапевтического процесса, в то время как процесс психотерапии отражает отношения между терапевтом и пациентом.

Одним из наиболее важных отличий экзистенциальной психотерапии И. Ялома от психоаналитической модели является представление о том, что глубина терапии характеризуется не углублением в детские воспоминания и переживания, которые (по Фрейду) оказали наибольшее значение на формирование личности человека, а работой с непосредственными данностями бытия, которые играют принципиальную, фундаментальную роль в жизни каждого человека, однако зачастую осознаются не достаточно полно.

И. Ялом является автором двух книг по индивидуальной психотерапии, которые можно считать пособиями для начинающего или продолжающего развиваться психотерапевта. И если в своей книге "Экзистенциальная психотерапия" [И. Ялом, 2015] он пытается в большей степени раскрыть содержательные аспекты экзистенциальной психотерапии, представить состояние дел в области психотерапии в целом, привести данные актуальных исследований терапии, то в "Даре психотерапии" [И. Ялом, 2011] он в гораздо большей степени сфокусирован на процессуальных и практических аспектах терапии. Книга разбита на 85 глав, в каждой из которых представлен отдельный аспект терапии и рекомендации по нему. Такая структура позволяет осуществлять быструю навигацию, однако не представляет некоторого единого метода, набора методов или принципиальной схемы, согласно которой мог бы быть выстроен процесс терапии. Это подтверждается и самим автором: "Я стараюсь избегать любой техники, которая представляет собой заранее расписанный порядок действий..." [И. Ялом, 2011, с 62]. Опираясь на представления К. Юнга, И. Ялом ратует за создание новой терапии для каждого нового клиента. Важным условием такой индивидуализированной терапии становится совершение "терапевтических действий", возвращение клиенту уверенности в себе и ответственности за свою жизнь. "Терапевтическое действие" [И. Ялом, 2011] может представлять собой любой поступок терапевта, совершаемый им для клиента: предложенная в каком-то деле помощь, отсрочка платежа, согласие провести незапланированный заранее сеанс, готовность поддержать пациента по телефону в неурочное время. Всё это может нести в себе значительный психотерапевтический эффект, демонстрируя уважение терапевта и его заботу о клиенте. Но также И. Ялом отмечает, что важно то действие, которое сработает, и если пациент знает о том, что может ему действительно помочь, то порой терапевту стоит лишь спросить его об этом и сделать это. Несмотря на признание ценности взглядов психоаналитической традиции, он следует гуманистическим представлениям о личности, восходящим корнями к идеям А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, согласно которым у пациента уже изначально есть всё необходимое для полноценной жизни, а терапевту необходимо лишь устранить преграды, препятствующие росту. При этом не стоит забывать о том большом влиянии, которое по мнению самого И. Ялома, на него оказали представления Р. Мэя [И. Ялом, 2011].

И. Ялом много пишет о важности и характере взаимоотношений в психотерапевтическом процессе. Терапевт и клиент в большей степени представляют собой попутчиков, различия между которыми в свете общих условий (данностей) существования не столь велики. В процессе терапии происходит совместное "глубокое и всестороннее изучение образа и значения жизни другого" [И. Ялом, 2011, с 172]. Такое изучение возможно только в условиях крепких психотерапевтических отношений (альянса). Терапевт задействует свой основной и самый важный инструмент - своё "Я". Это происходит  несколькими способами: 1) терапевт  эмпатирует клиенту, старается его по-настоящему услышать и понять; 2) терапевт выстраивает  искренние и близкие отношения с клиентом; 3) терапевт представляет собой для клиента пример в том, как строить отношения, и на примере своей жизни показывает, как можно обходиться с универсальными данностями бытия.

Построение терапевтических отношений занимает некоторое время, а потому психотерапия И. Ялома, скорее, должна быть долгосрочной. Терапевт активно вовлекает клиента в отношения. Терапевт не только пытается понять клиента посредством эмпатии, но и поддерживает его в трудные минуты. Отношения всегда предполагают хотя бы некоторую взаимность, обмен, поэтому к изменяющим жизнь психотерапевтическим отношениям предъявляются  строгие требования. Клиент перестаёт быть просто клиентом, он становится важным "другим" для терапевта. Терапевт не только влияет на клиента, но и позволяет клиенту влиять на себя. Одним из важных условий этого является возможность терапевта искренне признавать свои ошибки, при необходимости подробнее обсуждая их с клиентом. Терапевт так же не может и не должен сохранять полную анонимность, или "стерильность". Он должен быть готов к некоторому самораскрытию, сокращающему дистанцию между ним и пациентом.

Важно отметить, что терапевт не стремится просто "дружить" с пациентом, а стремится в беседе прояснить принципиальные вопросы и помочь клиенту взять на себя ответственность за его собственную жизнь, чтобы произвести в ней изменения. Одним из принципиальных вопросов в психотерапии И. Ялома является соотношение ячеек в, так называемом, окне Джохари пациента (Таблица 1) [Привод. по И. Ялом, 2011, с 158]. Данное окно представляет собой модель личности пациента с точки зрения его знаний о себе и знаний других о нём.

 

Таблица 1 - Окно Джохари

 

Известное для себя

Неизвестное для себя

Известное другим

Общественное

Слепое

Неизвестное другим

Тайное

Неосознанное

 

Терапия ставит своей целью изменение соотношения размеров ячеек матрицы. Прежде всего, терапия направлена на сокращение ячейки "слепого "Я". Это возможно в результате улавливания терапевтом некоторых паттернов или особенностей поведения клиента и возвращением ему их в виде вопросов или обратной связи. При этом может быть полезным представление о некоторой неоднородности, многочастности внутренней жизни пациента, когда одно чувство является осознаваемым, но есть и некоторая другая "часть" пациента, которая может испытывать противоположное чувство.

Другим направлением терапии может служить увеличение общественного "Я"  клиента за счёт уменьшения его тайного "Я". Клиент открывается перед терапевтом, чувствует от него принятие и понимание, и это, в свою очередь, стимулирует его к дальнейшему раскрытию своего "Я" с близкими и другими людьми.

Наконец, желательным является уменьшение области неосознанного "Я".

В терапевтических отношениях И. Ялом заостряет своё внимание, прежде всего, на том, что непосредственно происходит здесь-и-сейчас между клиентом и терапевтом. Не стоит забывать о том, что, рассказывая о своём взаимодействии и отношениях с другими, клиент может непреднамеренно искажать факты и обстоятельства, в то время как в диалоге с терапевтом последний может на себе ощутить некоторые особенности поведения клиента в отношениях. В этом взаимодействии здесь-и-сейчас терапевт опирается на свои чувства относительно того, насколько "успешно" и полно клиент проявляет и реализует себя в отношениях. Например, если клиент склонен к постоянной критике или очень требователен, то есть все основания предположить, что подобным образом он может себя вести и в других отношениях. Таким образом терапевтические отношения представляют собой репрезентацию других отношений клиента. Различия заключаются лишь в том, что терапевт находится на стороне клиента и потому стремится указать тому на его слепые зоны или слабые места в построении и проживании отношений с другим. В этой ситуации задача терапевта заключается в том, чтобы максимально бережно сообщить клиенту о своих чувствах или впечатлениях от общения с ним, спросив его о том, может ли подобное происходить в его отношениях и с другими людьми.

В вопросе о содержании психотерапии, И. Ялом говорит о том, что одной из самых недооцененных тем является тема смерти [И. Ялом, 2011]. Не существует никакого проверенного способа конфронтации пациента с темой смерти. Эта тема так или иначе всплывает в ходе терапии в связи с тем, что смерть является неотъемлемой частью нашей жизни и нашей реальности. Это даёт шанс обсудить с клиентом тему смерти, которая может раскрыть многие значимые для клиента аспекты его убеждений относительно проживания своей жизни. И хотя у человека нет какого-либо окончательного ответа на то, что делать со смертью, данный вопрос может приблизить его к тому, что следует делать в жизни.

 

Список литературы

    1. Ялом И. Дар психотерапии. - М. : Эксмо, 2011. 352 с.
    2. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М: - Независимая фирма "Класс", 2015. 576 с.
Кислюк Максим
2018-07-31
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?