Цель психотерапии в классическом психоанализе - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Основной метод - анализ свободных ассоциаций.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

Оценка фрейдовского психоанализа Милтоном Эриксоном

Честно говоря, я не верю в фрейдовский психоанализ (Источник - Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном, с.94-95.).

Хотелось бы, чтобы последователи Роджерса, гештальт-терапии, трансактного и группового анализа и многочисленных ответвлений различных теорий осо­знали, что в своей работе они практически не учитывают того факта, что пациент № 1 нуждается в лечении, которое не подходит пациенту № 2. Сколько бы у меня ни было больных, для каждого я изобретаю свой путь исцеления в зависимости от его индивидуальности. Я уверен, что психотерапия — это штучная работа.

Психоанализ работает годами там, где человека можно излечить за пару часов. С девочкой, что мочилась по ночам, мы побеседовали часа полтора, и этого оказалось достаточно. Многие из моих коллег-врачей, я знаю, потратили бы на этот случай и два, и три, а то и четыре года, а то все пять лет. А уж психоаналитику понадобилось бы лет десять. См.

Конец или преображение психоанализа. Французский опыт. Интервью с Сержем Гингером

Начиная с 1970 года в Европу и во Францию приехали гуманистические психотерапии из Америки, привезя идеи гештальт-терапии, трансактного анализа, приезжал К.Роджерс, Маслоу и многие другие. Развернулась большая борьба между психоанализом и роджерианским подходом. И психоаналитики выиграли. Было большое количество книг про психоанализ – 3-4 книги в неделю. Сейчас существует 5-6 тыс. книг по психоанализу на французском языке, выходит приблизительно 20 журналов, было 20 обществ, 2 официальных общества психоанализа Франции – они постоянно боролись друг с другом. Главным образом жизнь психоанализа проходила в университетах, журналах, кино, между писателями и артистами. И на сегодня психоанализ во Франции остается самым сильным движение, он занял почти все самые важные центральные места. Как и в Южной Америке и в Аргентине.

В это время в Америке развернулась другая революция – конторкультурная движение, подогретое Вьетнамской войной, восточной философией, наркотиками и рок-н-роллом. Благодаря работам Павлова, Скиннера в Америке показали, что можно изменить поведение через активную психотерапию «здесь и теперь» и активно-директивную психотерапию. Американские психологи, психотерапевты делали много экспериментов и научных исследований и за несколько лет приблизительно в 1980 годах в войне с психоанализом выиграла поведенческие психотерапии. Психоанализ стал очень дорогой, людям все меньше и меньше посещали психоаналитиков – для них это было очень дорого и долго, и по пришествию 10-15 лет психоаналитиков в Америке стало очень мало. Только у опытных специалистов есть клиенты, а у молодых специалистов только 1-2 клиента. В Америке психоанализ сейчас совсем не моден, поскольку через поведенческую терапию можно добиться больших результатов – быстрее, дешевле и более эффективно, и теперь психоанализу в Америке больше не учат на факультетах медицины и психологии. Считается, что это историческое движение, которое закончилось в прошлом веке, и теперь о психоанализе говорят, как говорят о Платоне, о Канте – это как философия 19 - 20-го века. Психоанализ изучают в литературе и на философских факультетах. За Америкой последовала Голландия и потом Германия, в северные страны, в Скандинавию психоанализ даже не дошел. А в Англии, Австрии, Америке и Германии психоанализ теперь составляет примерно 8-12% всех психотерапевтических услуг, в Австрии только 4%. Во Франции психоанализ все еще силен, существует много движений борющихся друг с другом, но все они борются с поведенческим движением, против гуманистического подхода, считая, что все это очень поверхностно и не работает глубоко с психологией человека, и в университетах преподают, что единственная эффективная, глубокая психотерапия это психоанализ. (с.3).

Артур: Недавно во Франции вышла книга под названием «Черная книга психоанализа». Как мне показалось она обозначила специфическую, критическую точку в развитии психоанализа, симптоматическая книга. Расскажи о ней пожалуйста, прокомментируй ее и ту ситуацию в которой эта книга появилась?

Серж: 1 сентября 2005 года вышла сразу ставшая знаменитой книга «Черная книга психоанализа» (Le livre noir de la psychanalyse) - 800 страниц, 40 авторитетных, признанных авторов из 10-ти разных стран, которые описывают негативные аспекты психоанализа. Описывают, как Фрейд лгал, половину из своих случаев он выдумал и даже часто писал их заранее и он сам говорил, что ему хотелось слышать, даже шантажировал своих пациентов - «если ты не согласен с моим мнением, тогда закончим наш психоанализ». Клиент отрицал, что он хотел бы иметь сексуальный контакт со своей матерью, а Фрейд говорил - так я же вижу, что ты хотел бы иметь сексуальный контакт с матерью. Клиент говорил, что он это не чувствует, а Фрейд говорил, что это потому что у него это задавлено. Если ты говоришь «нет» - значит это правда, и тебе стыдно, у тебя сопротивление, а если говоришь «да», значит ты согласен. И каждый раз объяснял это своей теорией. Это все документально записано - он писал своим друзьям письма, своей жене о том, что у это него затруднения поскольку клиенты не согласны с ним с его интерпретациями. Но теперь все эти письма недоступны, поскольку находятся они в библиотеке Конгресса Америки, и их запрещено читать до 2057 года. И существует только несколько человек, которые читали часть этих писем, но они тоже не могут рассказать о содержании Фрейдовских архивов, так как подписали соглашение о неразглашении содержания этих текстов, что никому не скажут, но постепенно они начали писать и рассказывать и теперь две трети архива Фрейда являются секретными. И вот в этой книге многое из этих секретных архивов раскрыто через этих людей, которые читали и так же от тех, кто читал часть его писем. Проводили исследования, например в госпитале, и наблюдали, что все случаи, которые описывал Фрейд, описывал их терапию, психоанализ и, что половину он выдумал и что все его пациенты стали еще более больны после, чем в начале его терапии. Это были неудачные терапии. Фрейд говорил неправду, он был кокаиноман, выдумал много случаев, не интересовался своими клиентами, а только своими гипотезами и т.д. Первая часть книги - сильная критика с очень многими фактами.

Вторая часть книги посвящена не Фрейду, а теории психоанализа. Рассказывая о том что теория выдумана, что Эдипов комплекс существует у некоторых людей, но не у всех, что это проекция, личная проблема Фрейда. Что комплекс первичной травмы - когда ребенок слышит как родители занимаются сексом - это тоже проблема Фрейда и посует такая сцена не является травматогенной. Например в Африке и в России дети часто живут в той же комнате, где и родители и они не становятся сумасшедшими из за наблюдения сексуальных сцен. Что вся теория - это генерализация идей Фрейда и все исследования показывают, что это просто неправда. Также после исследований инстинкт смерти также небыл обнаружен у человека, а на этой идеи строилась значительная часть психоаналитической теории.

Третья часть книги посвящена практике. В ней рассказывается о том как психоаналитики организовались, для того чтобы иметь больше клиентов, чтобы им больше платили платили. Создав миф о том, что высокая плата помогает клиенту (но главным образом это помогает психоаналитику), что нужно платить не чеками, а наличными - так как тогда не надо платить налоги, говоря что это важно для клиентов и т.д. Это экономический и политический анализ о том, как психоаналитики защищают свои интересы манипулируя клиентами. Тут тоже много цифр и фактов.

Игорь: Серж, скажи пожалуйста, а на каких фактах построена эта книга «Черная книга психоанализа»? Если некоторые факты и если есть, то какие - Эдипов комплекс и то, что касается Первичной сцены, кстати говоря не факт, а фантазм о котором говорил Фрейд - разве можно доказать или опровергнуть? По-моему это принципиально невозможно.

Серж: Трудно доказать, что это неправда и невозможно доказать, что это правда. Фрейд решил, что это правда. У Фрейда был один важный довод по любому поводу - если человек не помнит или не переживает Эдипова комплекса или певичнои сцены - то он это вытеснил. Были серьезные исследования книг, писем, нашли почти всех клиентов Фрейда, нашли его личные записи - в конце каждой сессии он писал для себя, а затем переписывал в статьи, и когда сравнили оказалось эти тексты, обнаружили значительную разницу в описаниях клиентов, он дописывал и досочинят про клиентов то чего с ними не было, подменяя факты своими домыслами, для того чтобы создать доказательства своей теории. Затем нашли некоторых клиентов, некоторые еще живы и они говорят: «Я совсем не помню, никогда не говорил я про это». Например история «Человек - волк» - найдя этого клиента выяснилось, что он никогда не говорил о волке, у него был сон про собаку. Это Фрейд сказал про волка и т.д. Фрейд был жив, когда этого клиента нашли и ему даже психоаналитики платили каждый месяц деньги, чтобы он ничего не рассказывал про свой психоанализ с Фрейдом. Он говорил что влияние терапии на него было негативное. Он давал много интервью, потом даже нашли его личные письма, но теперь об этом знают - это один из примеров.

Анна (знаменитая фрейдовская Анна), она была всегда против психоанализа, она боролась против психоанализа всю жизнь. Ее случай был первым в психоанализе, Фрейд говорил, что она абсолютно излечилась, что тоже являлось неправдой.

Проведено много сравнений писем Фрейда, того что он писал для себя, своей жене Марте, своему другу и в этих записях хорошо видно, что в письмах разные версии. Потом, сравнивали даты, например: Фрейд 18 ноября описывает сеанс, а при проверке оказалось, что сеанс был 3 декабря - он заранее писал сеансы и т.д.Существует множество фактов с которыми согласны психоаналитики, они говорят, что возможно, но это неважно, теория все таки правильная. Так религиозно. Никто не может доказать его теорию но по инерции все говорят что она верна. Это больше похоже на религию чем на науку.

28 сентября 2005 года, Минск, семинар: «Французский стиль в гештальт-терапии»

Полную версию читай: Конец или преобразование психоанализа

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами