Тест Куна и Макпартленда "Кто я?": Откуда Люди в диагностическом инструментарии?

48Тест Куна и Макпартленда "Кто я?": Откуда Люди в диагностическом инструментарии?
Тест Куна и Макпартленда

Есть в психологии такой проективный тест - "Кто я?". Придумали М. Кун и Т. Макпартленд ещё в 1954 году. Очень простой тест - человеку предлагается дать себе не менее двадцати определений. Исходя из полученных ответов, судят о том, какие идентичности - в приоритете. Скажем, на каком месте у человека стоит его национальность, гражданство, профессия, регион проживания, раса, пол, и пр. Строго говоря, самые важные - первые три-пять позиций, именно по ним становится понятно - кем человек себя считает в первую очередь. Скажем, у американцев на первых позициях стабильно размещаются гражданская идентичность ("Я - американец", "Я - гражданин США", и пр.), профессиональная принадлежность и раса. У наших в приоритетах - семейная идентичность (сын/ дочь, брат/ сестра, отец/ мать, муж/ жена...), профессиональная, и крупно-региональная ("сибиряк", "уралец"). Национальность и гражданство обычно или не вспоминают вообще, или помещают в самом "подвале" списка.

Но есть у нас одна идентификация, которая меня озадачивает уже лет десять, и которая в забугорных исследованиях (по крайней мере, известных мне) не появляется вообще, то есть, совсем, а в наших опросниках стабильно занимает первое-второе места. Это ответ: "Я - человек". И это нечто большее, чем какая-то исключительная способность нашего народа к рассуждениям от общего к частному (дедукции). Мы как будто всё время настаиваем на этом, утверждаем это, подчеркиваем это, доказываем это - Я - человек! Кому, спрашивается, доказываем? И почему, вообще, делаем это?

Ещё большую путаницу вносит тот факт, что все идентичности, как правило, эмоционально переживаемы, ну, вот, способны люди гордиться тем, что они - Мужчина!, или Женщина! Белый или черный, сибиряк или техасец, врач или бизнесмен. Переживаем мы обычно и свою семейную идентичность, чаще всего, тепло и положительно - мать..., отец..., муж..., бабушка... Соотносимся эмоционально и со своим гражданством или нацией - в ту или иную сторону, можем гордиться, но можем и конфузиться, зависит от самовосприятия, а также политического, экономического, и культурного фона. Эмоциональный контекст связан еще и с тем, что у наших идентичностей всегда есть визави - НЕсибиряки (фу!), НЕчерные (брр!), НЕграждане нашей великой страны (любой!), НЕмужики (кхе-кхе), и пр. И это понятно, потому что "мы" всю дорогу было лучше, чем "они", во всех абсолютно смыслах. Но какие мы можем испытывать эмоции по поводу того, что мы - люди, и сравнивая себя с кем, делаем мы такое заявление?

Кто - визави человека? Обезьяна? Енот? Мышь-землеройка? Вы реально сможете гордиться тем, что вы - не опоссум? Такие переживания доступны только махровым буддистам, помнящим свои предыдущие воплощения, не все из которых были человеческими. Сам Будда, говорят, помнил 550 своих прошлых жизней, где он побывал и уткой, и черепахой, и собакой... Короче, Гаутаме было с чем сравнить, а с чем или кем сравниваем себя мы - простые непросветленные? Возможны ли вообще какие-то чувства по поводу того, что мы - люди? Если - возможны, почему? Если - невозможны, почему мы упорно прописываем себя "во первых строках" таких тестов - человеками?

Тут, конечно, сразу на ум идет буревестник-Горький с его "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!". Получается, у нас это историческое обострение? И призыв к уважению по-прежнему в большой силе? Но такой мощный запрос бывает только при такой же дефицитарности. Что же, наши люди не чувствуют себя людьми? То есть, ощущают свою незначительность, понимают, что они - те, с кем не считаются, не воспринимают условия своей жизни как "человеческие"?

Прекрасно известно, что число нуждающихся в психологической помощи значительно превышает число за ней обратившихся. Больное общество... Не слишком ли банальный вывод? Может быть. Но когда к нам на прием приходит человек, не лишне бы помнить, что кроме явной индивидуальной симптоматики, он волочёт за собой всё это общество, в котором он отчаянно хочет жить и чувствовать себя по-человечески, и которое эти его потребности почему-то стабильно фрустрирует. В общем, "Выпьем за человека, Барон!"



Кармадонов Олег

Поделиться:


2018-01-16
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?