Кто такой Вильям?

Сто лет назад один американский профессор разделил мысленные образы на три типа (визуальный, аудиальный и моторный) и заметил, что люди часто неосознанно отдают предпочтение одному из них. Он обратил внимание, что мысленное представление образов приводит к движению глаз вверх и в сторону, а также накопил обширную коллекцию важных вопросов о том, каким образом человек визуализирует - именно это сейчас называется "субмодальностями" в НЛП. Он изучал гипноз и искусство внушения и описал, как люди хранят воспоминания "на временной линии". В своей книге "Плюралистичное мироздание" он поддерживает идею о том, что ни одна модель мира не является "истинной". А в книге "Разновидности религиозного опыта" он попытался высказать свое мнение о духовных религиозных опытах, ранее считавшихся находящимися за пределами того, что человек может оценить (сравните со статьей Лукаса Деркса и Яапа Холландера в духовном обозрении, в "Вестнике НЛП" 3:ii, посвященном Вильяму Джеймсу).

Вильям Джеймс (1842 - 1910) был философом и психологом, а также профессором Гарвардского Университета. Его книга "Принципы психологии" - двухтомник, написанный в 1890 г., принесла ему титул "Отца психологии". В НЛП Вильям Джеймс - личность, заслуживающая того, чтобы ее моделировали. В этой статье я хочу рассмотреть, как много важного открыл этот предвестник НЛП, каким образом проходили его открытия, и что еще нового мы можем обнаружить для себя в его работах. По моему глубокому убеждению, наиболее важное открытие Джеймса никогда не было оценено по достоинству сообществом психологов.

"Гений, достойный преклонения"

Вильям Джеймс родился в состоятельной семье в Нью-Йорке, где в юности встречался с такими литературными знаменитостями, как Торо, Эмерсон, Теннисон и Джон Стюарт Милл. Будучи ребенком, он читал много философских книг и свободно говорил на пяти языках. Он пробовал свои силы на разных поприщах, включая карьеру артиста, натуралиста в джунглях Амазонии и доктора. Однако, когда он получил степень магистра в возрасте 27 лет, это привело его в уныние и к острой тоске о бесцельности его жизни, которая казалась предопределенной и пустой.

В 1870 г. он осуществил философский прорыв, позволивший ему вытянуть себя из депрессии. Это было осознание того, что различные убеждения имеют разные последствия. Джеймс пребывал некоторое время в замешательстве, размышляя над тем, есть ли у человека реальная свобода воли, или все действия людей явились результатами, предопределенными генетически или под влиянием окружающей среды. В то время он понял, что эти вопросы неразрешимы и что более важной проблемой был выбор убеждения, приводящего к более практичным последствиям для его приверженца. Джеймс обнаружил, что убеждения в предопределенности жизни делают его пассивным и беспомощным; убеждения относительно свободы воли позволяют ему обдумывать выборы, действовать и планировать. Описывая мозг как "инструмент возможностей" (Хант, 1993, стр. 149), он решил: "По меньшей мере, я представлю, что настоящий период до следующего года - не иллюзия. Моим первым актом свободной воли станет решение поверить в свободу воли. Я сделаю также следующий шаг в отношении моей воли, не только действуя с ее помощью, но и веря в нее; веря в мою индивидуальную реальность и созидательную мощь".

Хотя физическое здоровье Джеймса всегда было хрупким, он поддерживал себя в форме с помощью альпинизма, несмотря на то, что у него были хронические проблемы с сердцем. Это решение о выборе свободы воли принесло ему в будущем результаты, к которым он стремился. Джеймс открыл фундаментальные пресуппозиции НЛП: "Карта - это не территория" и "Жизнь является системным процессом". Следующим шагом явилась его женитьба на Эллис Гиббенс, пианистке и школьной учительнице, в 1878 г. Это был год, когда он принял предложение издателя Генри Холта написать руководство по новой "научной" психологии. У Джеймса и Гиббенс родилось пятеро детей. В 1889 г. он стал первым профессором психологии в Гарвардском Университете.

Джеймс продолжал оставаться "свободным мыслителем". Он описал "моральный эквивалент войны" - ранний метод описания отказа от применения насильственных действий. Он тщательно изучал слияние науки и духовности, таким образом разрешая старые разногласия между подходом своего отца, воспитанного на религиозных догматах, и своими собственными научными исследованиями. Будучи профессором, он одевался в далеко не в формальном для тех времен стиле (широкая куртка с поясом (Норфолкский жилет), яркие рубашки и ниспадающий галстук). Его часто можно было увидеть в неподобающем для профессора месте: разгуливающим по внутреннему дворику Гарварда, беседующим со студентами. Он ненавидел решать такие преподавательские задачи, как чтение корректуры или проведение экспериментов, и делал эти эксперименты только тогда, когда у него была идея, которую он отчаянно хотел доказать. Его лекции были событиями настолько несерьезными и юмористическими, что, случалось, студенты прерывали его, чтобы спросить, не мог бы он быть серьезным хотя бы ненадолго. Философ Альфред Норт Уайтхед отзывался о нем: "Этот гений, достойный преклонения, Вильям Джеймс". Далее я расскажу о том, почему мы можем назвать его "дедушкой НЛП".

Использование сенсорных систем

Иногда мы предполагаем, что именно создатели НЛП открыли сенсорную основу "мышления", что Гриндер и Бендлер были первыми, кто обратил внимание на то, что у людей есть предпочтения в области сенсорной информации, и использовал последовательность репрезентативных систем для достижения результатов. В действительности, именно Вильям Джеймс первым открыл это для мировой общественности в 1890 г. Он писал: "До недавнего времени философами предполагалось, что существует типичный человеческий разум, на который похожи разумы всех остальных людей. Это утверждение о подходящей ко всем случаям обоснованности может быть отнесено и к такой способности, как воображение. Позже, однако, было сделано множество открытий, позволивших нам увидеть, насколько ошибочной является такая точка зрения. Существует не один тип "воображения", а множество различных "воображений", и их необходимо изучить детально". (Том 2, стр. 49)

Джеймс определил четыре типа воображения: "У некоторых людей привычный "способ мышления", если его можно так назвать, визуальный, у других - аудиальный, вербальный (используя термины НЛП, аудиально-дигитальный) или моторный (в терминологии НЛП - кинестетический); в большинстве случаев, возможно, смешанный в равных долях". (Том 2, стр. 58)

Он также раскрывает каждый тип, цитируя М. А. Бинета "Psychologie du Raisonnement" (1886, стр.25): "Аудиальный тип … встречается реже, чем визуальный. Люди этого типа представляют то, о чем они думают, на языке звуков. Для того чтобы вспомнить урок, они воспроизводят в своей памяти не то, как выглядела страница, а то, как звучали слова… Оставшийся моторный тип (возможно, наиболее интересный среди всех остальных) остается, несомненно, наименее изученным. Люди, принадлежащие к этому типу, пользуются для запоминания, рассуждений и для всей мысленной деятельности идеями, полученными при помощи движений… Среди них встречаются люди, которые, например, лучше помнят рисунок, если очерчивали его границы пальцами". (Том 2, стр.60 - 61)

Джеймс сталкивался и с проблемой запоминания слов, которые он описал как четвертое ключевое чувство (артикуляция, произношение). Он утверждает, что этот процесс в основном происходит с помощью комбинации аудиальных и моторных ощущений. "Большинство людей, когда их спросят, каким способом они представляют себе слова, ответят, что в аудиальной системе. Немного разомкните губы и затем представьте любое слово, в котором встречаются губные и зубные звуки (лабиальные и дентальные), например, "баббл", "тоддл" (бормотать, бродить). Является ли образ в этих условиях отчетливым? Для большинства людей образ сначала "неразборчивый" (как выглядели бы звуки, если попытаться произнести слово с разомкнутыми губами). Этот эксперимент доказывает, насколько наше вербальное представление зависит от реальных ощущений в губах, языке, горле, гортани и т. д." (Том 2, стр. 63)

Одним из крупных достижений, которое представляется возникшим только в НЛП двадцатого века, является выявление паттерна постоянной взаимосвязи между движением глаз и используемой репрезентативной системой. Джеймс неоднократно затрагивает вопрос движений глаз, сопровождающих соответствующую репрезентативную систему, которые можно использовать как ключи доступа. Обращая внимание на собственную визуализацию, Джеймс отмечает: "Все эти образы первоначально кажутся относящимися к сетчатке глаза. Однако я думаю, что быстрые движения глаз только сопровождают их, хотя эти движения вызывают настолько незначительные ощущения, что их почти невозможно выявить". (Том 2, стр. 65)

И добавляет: "Я не могу думать визуальным способом, например, не ощущая изменяющихся колебаний давления, конвергенции (схождения), дивергенции (расхождения) и аккомодации (приспособления) в моих глазных яблоках… Насколько я могу определить, эти чувства возникают в результате реального вращения глазных яблок, которое, как я полагаю, возникает у меня во сне, и это прямо противоположно действиям глаз, фиксирующим какой-либо предмет". (Том 1, стр. 300)

Субмодальности и запоминание времени

Джеймс также выявил небольшие расхождения в том, как отдельные люди визуализируют, слышат внутренний диалог и испытывают ощущения. Он предположил, что успех мыслительного процесса отдельной личности зависит от этих различий, называемых в НЛП субмодальностями. Джеймс ссылается на всестороннее исследование субмодальностей, выполненное Гальтоном ("К вопросу о способностях человека", 1880, стр. 83), начиная с яркости, четкости и цвета. Он не комментирует и не предсказывает могущественные способы применения, которые НЛП вложит в эти понятия в будущем, но вся фоновая работа уже проделана в тексте Джеймса: "Первая группа из достаточно длинной серии вопросов относилась к освещенности, четкости и цветовой гамме мысленного образа и была сформулирована следующим образом.

Перед тем, как задать себе какой-либо из вопросов, находящихся на следующей странице, подумайте о каком-либо конкретном предмете - предположим, о столе, за которым Вы завтракали сегодня утром, - рассмотрите внимательно картинку, встающую перед Вашим мысленным взором. 1. Освещенность. - Изображение на картинке тусклое или ясное? Сравнима ли его яркость с реальным местом действия? 2. Четкость. - Все ли объекты достаточно хорошо видны одновременно? Место, в котором четкость наибольшая в отдельный момент времени, имеет сжатые размеры по сравнению с реальным событием? 3. Цветность. - Являются ли цвета фарфора, хлеба, тостов, горчицы, мяса, петрушки и всего остального, что было на столе, достаточно хорошо различимыми и натуральными?" (Том 2, стр. 51)

Вильям Джеймс также очень хорошо осознает, что идеи прошлого и будущего отображаются с помощью субмодальностей расстояния и местоположения. В терминах НЛП, у людей есть временная линия, которая расположена в одном индивидуальном направлении к прошлому, а в другом - к будущему. Джеймс объясняет: "Думать о как&#

Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами