Воспитание без назидания

Воспитание без назидания

Попов Ю.А., к.психол.н.,

  

Может ли воспитание увлекать ребенка быть интересным комфортным, не вызывать протеста, обиды, негативные эмоции и в то же время решать сложные задачи поведения, общения, разрешения конфликтов и т.д.? Развивая данную мысль, я искал средства, которые позволили бы ответить на поставленный вопрос уверенно и положительно. Наиболее ярким –стала технология «Детского психолого-педагогического театра», о которой расскажем подробнее. Началось строительство данной технологии с анкет, выявляющих конкретные видимые проблем воспитания, волнующих педагогов.

Забегая несколько вперед отмечу, что технология не простая, не быстрая, но воспроизводимая. Так на одном из городских курсах повышения квалификации я предложил коллегам проанализировать проблему дисциплины. Главные факторы, лежащие в ее основе – друзья, эмоциональная зависимость от их мнения и неумение относиться с уважением к окружающим – ими были названы в числе первых. Психологический анализ проблемы – одна из главных составляющих данной технологии. Впрочем, обо всем по порядку.

Технология  «Детский психолого-педагогический театр» представляет собой последовательность шагов.



Первый шаг.  По результатам анкетного опроса педагогов, детей и родителей , а также психолого-педагогического мониторинга в школе выявляется рейтинг наиболее актуальных  воспитательных проблем, которые беспокоят и учащихся, и родителей, и педагогов.   Например, на сегодняшний день по результатам такого мониторинга актуальными являются следующие проблемы:

 - употребление ненормативной лексики;

- снижение общего уровня культуры и кругозора;

- снижение мотивации к учению;

- несоблюдение дисциплины;

- низкая гибкость поведения и неспособность меняться;

- невнимательность к своим чувствам, отсутствие рефлексии;

- поверхностность общения, отсутствие насыщенности и глубины и др.

Второй шаг тот самый психологический анализ, о котором уже упомянул выше вначале статьи. Выявляются все составляющие проблемы и степень возможного вреда. 

Поясню данный пункт на примере психологического анализа проблемы ненормативной лексики. Анализ проблемы чрезмерного употребления ненормативной лексики выявил две довольно крупные личностные потери. Первая – ослабление мышления, снижение его доли участия в жизнедеятельности и поведении. Ребенок с точности понимания происходящего переориентируется на развлечение. Снижение точности ослабляет эффективность мышления, в том числе оценок личностных качеств как своих, так и окружающих. Неэффективное мышление делает ребенка неуклюжим, неловким, неадекватным. Это влияет на успешность жизнедеятельности в целом. Снижение успешности жизнедеятельности – один из факторов снижения настроения, как следствие еще большая зависимость от развлечений. Личностная слепота – часть мышленческой слепоты. Ребенок, не умеющий видеть логику происходящих вещей, не научается видеть себя и окружающих как носителей какого-то перечня достоинств и недостатков. Отношения сводятся к совместному времяпрепровождению и развлечению, основываются на эмоциональной привязанности друг к другу.

Вторая потеря еще более значительна и коварна в силу того, что у ребенка нет никаких возможностей, чтобы ее увидеть. Переориентация на развлечения ведет к тому, что не удовлетворяются такие потребности в творчестве, смысловой насыщенности, обогащении личности. Это является еще одним источником негативного эмоционального фона, менее заметным для ребенка, но еще более сильно влияющего на его общее эмоциональное состояние. Эмоциональное благополучие снижается. Ребенок становится еще более зависимым от простых источников, повышающих настроение – развлечений и т.п.

Шаг третий:  превращение проблемной ситуации в художественный образ театральной формы. Для факторов, установленных в результате психологического анализа, подбираются образы-метафоры. На их основе  придумывается история, цель которой – показать негативные последствия проблемы.

Четвертый шаг. Написание непосредственно самой пьесы: создание  плана сценария, затем, макета пьесы, и, наконец, работа непосредственно над сценарием. Под персонажей истории подбираются прототипы, что делает характеры героев живыми и правдоподобными, после чего прописываются диалоги. История должна иметь драматический финал. Герои, не решающие проблему, оказываются у «разбитого корыта». Успех приходит к тому, кто способен выявить и решить проблему.

Шаг пятый: постановка спектакля. Здесь необходима помощь педагога-режиссера, имеющего знания и опыт постановки школьных спектаклей. Придумываются и создаются декорации и костюмы, идет работа с актерами, при необходимости вносятся  коррективы в сценарий.

Шестой шаг:   педагогическая часть, подготовка сценария дискуссии со зрителями по результатам просмотра спектакля. Такая дискуссия готовится значительно более тщательно, чем, к примеру, по психотерапевтической сказке. Также как и спектакль, последующая педагогическая работа по результатам его просмотра имеет психологическое обоснование, готовится при участии методического объединения школы и проводится во всех классах, к которым адресуется спектакль. Назначение педагогической части: через поднятые вопросы и экспертные ответы на них после обсуждения детьми разъяснить им вред имеющейся проблемы и способ ее преодоления.

Седьмой шаг: показ спектакля. Назначается дата показа спектакля, к которой педагог-режиссер подводит актеров (детей и педагогов, занятых в спектакле) на пик формы. В назначенную дату проводится спектакль.

Восьмой шаг: обсуждение спектакля после просмотра. При помощи обсуждения спектакля дети могут сосредоточиться не на осуждающем отношении взрослых к ней, а на тех опасностях, которые исходят от самой проблемы. После каждой группы ответов, учитель, высказывает свое экспертное мнение. Важно чтобы экспертное мнение  выглядело как еще одна точка зрения без противопоставления мнению детей. Учитель не должен подчеркивать, что его заключение (экспертный ответ) является каким-то особым, более важным, чем мнения детей. Его ответ должен выглядеть как обычная часть дискуссии, равноценная всем другим ее частям.

В концовке обсуждения должен остаться тот же самый мягкий драматизм, который создан в сценарии. Именно этот драматизм работает на решение проблемы. Нельзя искусственно вызволять отрицательных персонажей из беды, желая «порадовать» детей. Эта «радость» может обернуться потерей того внутреннего заряда на преодоление проблемы, который создан спектаклем и его обсуждением. Нельзя также агитировать детей на решение проблемы прямым обращением к ним. Подобный призыв оказывает эмоциональное давление на ребенка извне со стороны взрослых. Это противоречит главной идеи технологии – развивать через увлечение, а не путем давления. Поэтому педагогу следует сохранить внутренний заряд на преодоление проблемы – думать самостоятельно.

Девятый шаг: итоговый мониторинг. Составляется анкета, цель которой – выявить произошли ли положительные изменения в поведении детей после просмотра спектакля и его обсуждения.

Рассказывая подробно о данной технологии, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на основной идее, воплощенной в ней – воспитание через увлечение, на основе сотрудничества с детьми и поддержании эмоционального комфорта у них. Такое воспитание стимулирует сложные чувства. Именно всестороннее поощрение участия сложных чувств и переживаний в жизнедеятельности ребенка легло в основу концепции воспитательной системы нашей школы, где мы попытались воплотить ее как можно более разносторонне. Направление, включившее в себя технологию «Детского психолого-педагогического театра», получило название «Настраивание». Главная задача этого направления – создание психологической атмосферы, стимулирующей возникновение сложных чувств (осмысленных переживаний) у ребенка. Наиболее концентрированным по силе влияния и эффективности в рамках «Настраивания» как компонента воспитательной системы является описанная выше технология «Детского психолого-педагогического театра», которая может еще более усилить свое влияние, если из школьного театра переместиться в городской. Думается, у такого союза были бы только выигравшие стороны. От школы вкладом в это сотрудничество было бы выявление проблем, их психологический анализ и даже художественная история, воплощенная в сценарии театральной пьесы. Сценарий педагогической части тоже от школы. Со стороны театра профессиональная постановка спектакля и, возможно, проведение педагогической части. По крайней мере, две пьесы для такого сотрудничества уже есть: «Рыба» – по проблеме ненормативной лексики (возраст 7-11 лет) и «Дождь» – по проблеме дисциплины (11-18 лет). С пьесой «Рыба» в постановке театра школы №1224 вместе с педагогической частью можно ознакомиться в Интернете, перейдя по ссылке: https://ok.ru/video/22496479820. Конечно, на поток столь высокого уровня сложности и долговременности работу поставить трудно. Но однажды начавшись, она постепенно может обрасти всем, чтобы работать по большинству актуальных школьных проблем.

В рамках данного фактора уместно сказать еще об одном маленьком, но очень ценном элементе. Настраиванию на долгое и терпеливое строительство воспитательной системы всеми участниками образовательного процесса школы может способствовать разработанная нами эмблема, воплощающая в себе основные идеи концепции, в первую очередь это касается эмоциональной компетентности, о которой также следует сказать несколько слов.



Эмоциональная компетентность, используя знания логики поведения и последствий простых и сложных чувств, понижает интенсивность возникающих простых переживаний в силу понимания возможного вреда для себя от следования их указаниям. Ребенок, не умеющий различать переживания и не знающий их настоящей ценности, чаще доверяется простым переживаниям при их возникновении и начинает вести себя в их логике. Умеющий узнавать простые переживания, напротив, перестает им доверять, их ценность в его глазах резко уменьшается и влияние на поведение ограничивается.

Основой программы обучения эмоциональной компетентности может стать курс занятий, значительную долю содержания которого должно составить знание характеристик каждого из типов чувств, их природы, логики проявления в поведении и т.д. В следующую и наиболее важную часть данного курса следует включить умение воспроизводить сложные чувства путем саморегуляции.

Навык произвольного воспроизведения интенсивных сложных переживаний является фактически главной задачей курса, на выполнение которой работают все остальные. Именно сформированный навык произвольного воспроизведения интенсивных сложных переживаний и есть главный критерий успешности прохождения курса. Для формирования этого навыка мы планируем заниматься с детьми специальными упражнениями, позволяющими сразу узнавать сложные чувства. Так как эти чувства легче всего узнавать через интонации голоса, то основные упражнения мы связываем именно с ним. В качестве таких упражнений очень хорошо подходит интонационная работа со стихами. Стихи удобно запоминать, их приятно повторять. В стихи великих поэтов вложено и яркое смысловое начало, способствующее развитию личности. Поэтому работа со стихами должна явиться главной базой для упражнений по отработке у детей навыка произвольного воспроизведения сложных чувств. Слушая интонации голоса, соответствующие сложным чувствам, и пытаясь их воспроизвести, дети учатся узнавать сложные чувства в поведении.

В рамках данной статьи хотелось бы отметить еще один мощный фактор, работающий на увлечение ребенка строительством своей личности, – выявление и развитие индивидуальных способностей. Там, где нет способностей, сложные переживания и побуждения актуализируются с большим трудом, а там, где они есть, – с меньшим. Поэтому ориентация на поиск и реализацию способностей также является существенным фактором стимуляции сложных чувств и в конечном итоге развития личности.

 В заключение статьи хотелось бы отметить, что задуманная и начавшаяся осуществляться идея в очень высокой степени сложна, объемна и долговременна. Вместе с тем она глубока по пониманию сущности личностного развития и его цели. За ней начинает нарастать апробированная практическая база, приносящая положительный результат и вызывающая одобрение детей, педагогов и родителей. Она разносторонняя по стимуляции личностного развития ребенка и в то же время эмоционально комфортная для него. Все это позволяет надеяться, что дальнейшее движение в этом направлении принесет более ощутимые плоды.

2017-11-21
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?