Это будет спорная и интересная статья, где я попробую рассмотреть влияние культурно-психологического фактора на развитие двух разных обществ.  Восточная и Западная культура как два символических стремления в психоанализе. Если в смысле юнгианского дуализма, то Восток - это сексуальное стремление, а Запад - лидерское стремление. Восточная и Западная культура как две философские противоположности, которые я хотел бы рассмотреть в психоаналитическом контексте. Но сначала давайте рассмотреть, в чем же состоять данные различия.

Восток сосуществует (единство) с природой, Запад же покоряет природу. Востоку присущ коллективизм, а Западу - индивидуализм. Но тут же скорее Восток интровертен в том, что имеет абстракционистские наклонности в культуре, а Запад больше довлеет на реализм, что является экстравертной направленностью. На востоке главным являются традиции и культура, а на Западе опора на экономику, поэтому к Западу так подходит формационная теория К. Маркса. Востоку присуща интуиция, а Западу логика и математичность, в чем можно говорить и о разных психологических функциях, которые выражены в культуре.

Востоку присуще пассивные психологические функции – интуитивная и сенсорная. Интуитивная дает связь с божественным и фантастичным, а также отвечает за царемониальность Востока, а сенсорная соединяет с природой. Запад логичен и этичен. Обе функции активные. Логика дает приоритет развитию науки и рациональности, а этика развитию постоянно меняющейся моды, престижа, стиля. Получается, что Востоку более присущи темпераменты меланхолика (интуиция) и сангвиника (сенсор), а Западу флегматика (логика) и холерика (этика). И получается, что Восток имеет в своей культуре дружеские стремления, а Запад лидерские и захватнические.

А теперь попробуем быстро пройтись по мировой истории и рассмотрим действия, происходившие в той или мной культуре.

Конечно, историки могут меня критиковать за абстрактное и не точное, беглое описание. Однако сама цель статьи состоит в другом, о чем и буду здесь указывать. Если мы посмотрим на историю Запада и Востока, то Запад будет прославляться своими войнами и империями: Навуходоносор, Александр Македонский, потом Римская империя, потом распространение католицизма, война с исламом, Начало 16 века – колонизация Востока и развитие капитализма, истребление индейцев в Америке, Османская империя, первая мировая, вторая мировая, в которых начинателем был Запад. И все это короткое описание показывает о сути Запада, как военной машины, причем появление иудаизма, христианства и ислама не спасло Запад от агрессивных стремлений. Однако в этом был и плюс. Хотя Восток и не пытался захватить весь мир, кроме единственного случая с татаро-монголами, что объясняется их религией отличной от Индии, Китая или Японии, но Восток не имел такого стремительного научно-технического развития как Запад.

И тут мы и приходим к вопросу: может ли вытеснение естественных потребностей (что так распространено было на Западе в том числе ислам, который держит свою основу от иудаизма и христианство) привести к увеличению экономического и научно-технического развития или это приведет к массовой агрессии? Какая из культур может дать одновременно и психологическое здоровье и общественный прогресс? И ответ однозначен – никакая из приведенных. Восточный формат даст только мир и психологическое спокойствие, но не даст общественного развития, Запад же даст общественный прогресс, но взамен войны и конфликты. .........

А теперь рассмотрим две культуры с компенсаторической точки зрения. Ведь не может же быть односторонность и должна быть компенсация. Например, Восток, будучи коллективистским, проповедует индивидуальное развитие, достижение нерваны в самом себе. То есть альтруизм общественный компенсируется эго-направленной религией. Запад, будучи индивидуализированным, компенсируется в своей религии братством и общей семьей, хотя, например, с развитие протестантизма мы видим капиталистический уклад религии и индивидуализм. Фантастика Востока компенсируется близостью к естественному и природному, а Западный объективизм, эмпиризм и прагматизм верой в сверхъестественную силу Бога.

Итак, наконец-таки перейдем к основному вопросу. Как уже было сказано, что обе крайности не приведут к нужному результату. Так как с одной стороны научное развитие, а с другой мирная жизнь. Кроме войн, на Западе мы знаем так же, какие были методы допроса и наказания, причем исходило это зачастую от церкви, например, инквизиция, которая является образцом садизма и мазохизма в самой извращенной и ужасной форме. Нерон римский император, который сжег свой город ради получения удовольствия, Варфоломеевская ночь - резня, в которой погибло около 30 тыс. людей, устроенная снова католиками, как и садистский орган в виде инквизиции. У нас в России опричнина, которая продлилась меньше десяти лет и меньше людей убила, чем инквизиция, однако в психологическом смысле методы были схожи. Тут же при Иване грозном страна идет вперед в своем развитии, также как и при репрессиях Сталина. Две первые мировые войны - методы, которые использовали немцы, потом фашисты были схожи с методами пыток инквизиции, теперь только еще наука стала этому помогать, а не божья воля.

Причины тому известны с психоаналитической точки зрения – вытесненная сексуальность. Религиозный аппарат вытеснения работал в полную силу, причем перверсии (извращения) переходили не только на садизм или мазохизм, но и зачастую папы римские были гомосексуалистами и педофилами. В том числе было повальное количество невротиков из-за вытеснений, а как мы знаем при неврозе появляются не только сексуальные извращения, но и "магическая сила", а именно, некроманты, ведьмы и колдуны, которых церковь сжигала.

 В особенности интересный момент был с ведьмами, которые на самом деле могли бы спасти Запад от повсеместной агрессии. По многим историческим и научным источникам (Например, Полеев и Шейнов) известно, что порой в деревнях и не больших городах оставалось только несколько женщин, а остальные были сожжены. Соответственно сжигались самые красивые и возбуждающие. Так как это чувство возбуждения от сексуальной женщины схоже с воздействием какой-то неизвестной силы, которая для католиков равнялось с силой бесов, демонов и именно этими природными способностями женщины-ведьмы колдовали. Кроме прочего, если женщины доходили до оргазма, то это тоже ведьма, так как в этом состоянии женщины действительно не похожи на себя. В итоге оставались мужчины с вытесненной энергией либидо, которая переводилась на агрессию в виде убийств, войн и извращенного садизма (инквизиция, опричнина).  Причем все это было религиозно и культурно общепринятой практикой.

Однако, взамен Запад все время стремится к развитию, хотя та же религия и не давала развиваться науке до 16 века, когда начинается ускоренный прогресс, постоянно увеличивающийся. Появление ученых, литераторов, художников, конструкторов и так далее.

Что же с Востоком? Тут мы видим другую сторону стремлений. Сексуальность имеет общепринятые нормы, закреплена в религии и культуре. Сам секс и наслаждения физического характера определяются как суть природы, с которой Восток дружит и даже скорее преклоняется и мифологизирует, обожествляя и очеловечивая каждое животное, так как в животном находится душа умершего человека. Поэтому и животные стремления человека объявляются естественными и даже божественными. В первую очередь речь идет об индуизме, который мы будем брать за пример, как на Западе католицизм. Но сама сексуальность даже обожествляется и причисляется к божественному наслаждению, в храмах имеются скульптуры половых актов, причем не только стандартной формы, но и лесбиянство, гомосексуализм, бисексуализм, оргии и другие формы секса, по некоторым источникам вплоть до секса с животными, инцеста и педофилии. Также была развита храмовая проституция - жрицы любви. В том числе камасутра является религиозной литературой. Считалось, что за свою короткую жизнь человек должен наслаждаться всем тем, что дала ему природа.

Что же взамен мы получаем? Религии Востока проповедует миролюбивость и уступчивость, уважение к старшим и к культуре, отсутствие войн подобных Западу, отсутствие садизма и мазохизма в культурной форме. Сейчас мы знаем также интересную социологическую статистику, что разводов и венерических заболеваний на Востоке меньше, чем на Западе, что даже кажется странным на первый взгляд. Однако наука и техника не развивается, застой в общественном развитие. Все великие люди на Западе, если не считать древнюю философию Востока (Конфуций, Будда, Лао Цзы).

Что же лучше выбрать? Я считаю, что гуманитарная и медицинская науки должны взять все в свои руки. Позволить сексологии, психологии и социологии развивать человека в его естественном русле, которое с одной стороны является природным, а с другой человеческим. с одной стороны не должно быть вытеснений, а с другой не должно быть сексуальных извращений. Я считаю, что человек всегда попадает под культурные и воспитательские ограничения, или направления в ненужное русло, энергии либидо. На сегодняшний день достаточно научных знаний, чтобы человек развивался полноценно и благоприятно во всех смыслах. По сути, речь идет о среднем пути, на котором находиться России, между Востоком и Западом.

2016-10-14
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?