Всегда ли надо говорить правду?

👁 24
Всегда ли надо говорить правду?

Сложный вопрос, не находите? Кто-то скажет: «Смотря в чем или кому…» Кто-то будет настаивать на «правде-матке» в любой ситуации: ведь иначе как люди узнают, что ты думаешь или чувствуешь? А найдутся и те, кто будет отстаивать идею, что ложь спасает нас от ненависти друг к другу, поэтому лучше всегда слегка привирать. В каждом из этих убеждений есть своя правда.

Врать плохо…

Нас с детства учили, что врать — плохо. Особенно взрослым, особенно — родителям, учителям, врачам… короче всем, кто хотел нас контролировать в чем-то. И, допустим, мы приняли решение (раз уж быть хорошим = говорить правду) соответствовать требованиям этих взрослых. Тогда последующая дилемма, с которой мы сталкиваемся, состоит в том, что «горькую правду» на самом деле никто не любит.

Хорошо, если рядом был кто-то, кто в своей голове расставил все по полочкам и помог понять нам:

  • где молчать в «трубочку»;
  • где рисковать и говорить все, как есть;
  • где — проявлять тактичность, вежливо прикрывая «неприлично торчащие коленки истины».

Но так случается не так уж часто, поэтому приходится усваивать «светские манеры» посредством конфликтов, неловких ситуаций и испорченных отношений. А если вдруг случилось, что учимся мы от отчаяния быстро, и правды начинаем бояться, как огня, то подстерегает здесь и другая опасность — прослыть лицемером или человеком, чьи слова ничего не значат.

Как найти «золотую середину»

Между такими «крутыми берегами», жестокой честностью и откровенной фальшью, иногда бывает непросто лавировать человеку без каких-то ориентиров. И на вопрос, надо ли быть честным, я бы ответила: «Да!» Но, прежде всего, С САМИМ СОБОЙ, чтобы знать свой «настоящий курс» и двигаться в «правильном» направлении.

А с остальными людьми не все так однозначно и линия поведения зависит от:

  • степени близости;
  • доверия;
  • обстоятельств;
  • контекста;
  • ценностей и целей.

При этом наше «приспособленческое» или «адаптированное Я» не должно подменять собой наше «истинное Я», нашу «самость».

Например, надо ли неприятному экзаменатору (поменять которого невозможно), говорить о том, что он самодур?

Скажем ли мы человеку, который плачет, что «все будет хорошо»? А если мы оба знаем, что «хорошо не будет»?

Будем ли «причинять добро» своими советами-правдами, если нас об этом никто не просил?

Перечислим ли все пакости, которые натворил почивший хомячок ребенка, глядя в его заплаканные глаза, чтобы «он меньше расстраивался»?

А ребенка, съевшего шоколадку и упорно не признающегося в этом, будем ли стыдить и «допрашивать», думая, что так в нем искореняется зло…?

Признаем, что правда конфликтна и часто причиняет боль. Именно поэтому взрослые так долго держат интригу про Деда Мороза, стараются быть тактичными и «не лезть не в свое дело» до поры до времени, заботясь о чувствах других людей. А «правду-матку» часто можно принять за бесцеремонность и грубость.

Хорошо, когда слова, честно и открыто сказанные другому человеку, приносят пользу. Желательно, обоюдную. Когда правда обогащает отношения, придает им энергию, вскрывает конфликтные мотивы, разрешает споры, делает людей более свободными, сближает…

Но для многих из нас быть честными даже с собой и уметь доносить истину до других, не обижая и не конфликтуя, — целая наука. И для того, чтобы овладеть ею, может потребоваться помощь и кропотливый труд.

Тишкевич Ирина
2018-09-08
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?