Мне очень волнительно писать эти строки, но промолчать я не могу. Благодаря неподражаемой Александре Сергеевой, психоаналитика, писателя, я попала на концерт норвежской группы Wardruna.

 

 

Идея попасть на концерт этой группы родилась после нашего с Александрой Сергеевой путешествия в Норвегию в самом начале мая. Пронизывающие ветра, холод, дождь, вонзающийся как иголки, летающие в горах соглядатаи – вóроны. Все мы под оком Тора, каждый наш шаг предопределен. Только уважение к силам природы, мудрости Тора, хитрости троллей и различным удивительным подсказкам, которые давали камни, ветви, фьорды, птицы, небо, облака.
Действительно, прекрасная погода для популярных фото в Instagram нас не обволокла. Мы столкнулись нос к носу с завыванием северных вьюг, попали в снегопад, была даже вероятность того, что придется развернуться, не доехать к фьордам и вернуться обратно в родной Петербург. Зато мы познакомились с настоящей Скандинавией, без прикрас, без лоска и сглаживаний.
Именно такая музыка у группы Wardruna. Невероятно тяжелая, пронзительная до глубины души, своими вибрациями затрагивающая каждое мышечное волокно на теле. Возникает ощущение, что звук затрагивает все тело. Бывало такое, что током дернет? Ну, немножко так. Вроде бы малюсенький укол, но тело каждым миллиметром ощушает воздействие. И потом еще остается след.
Так и от музыки Wardruna.
Несколько слов о самой группе. Коллектив был основан в 2003 году в Норвегии, состоял из трех музыкантов Einar (Kvitrafn) Selvik, Gaahl, Lindy-Fay Hella. Название группы Wardruna состоит из двух частей Ward — хранитель и Runa — мудрость или тайна, Эйнар Селвик часто говорит об этом с своих интервью.

Wardruna для создания музыки использует древнейшие нордические инструменты и поэтические приемы, которые используются при написании песен на норвежском, старом норвежском и протонорвежском языке.
Чтобы познакомиться с творчеством группы, я скачала несколько песен в сети. Ну, мягко говоря, было немного скучновато. После концерта стало понятно, почему. Как можно в записи, в цифровизации, в современных обработках передать звуки древних норвежских инструментов? Какого бы качества запись не была, она не способна передать жесткую пронзительность аутентичных музыки.
Первые звуки мой слух взяли в плен. Был даже момент, когда я перестала понимать, что происходит. Я чувствовала, что совершенно случайно оказалась голодным существом, которое шастает по темному лесу под ночные насмешки вьюжных завываний. Это существо ищет добычу, и желательно, маленькое теплое тельце. И натыкается на дом, в котором горит очаг, мужчина мастерит лодчонку-игрушку своему сыну, который машет ручонками и гулит какое-то древнее норвежское слово. Женщина хлопочет в кухне, рядом с очагом, нашептывая в песне заклятия от злых снежных духов, чтобы этой ночью они, как и все прошлые разы, охотились в другом месте.
Как вы думаете, какие еще фантазии могут возникнуть во время слушания ритмов барабанов, обтянутых оленьей кожей?
На концерте использовалось очень много духовых инструментов, названий которых я, к сожалению, не знаю. Вероятно, что эти инструменты сделаны из рогов животных, может быть, диких козлов. По крайней мере, один из инструментов очень напомнил шофар. Такая ассоциация возникла по двум причинам: визуальное сходство и то впечатление от звука, которое описал Жак Лакан в 11 семинаре «Тревога».
Этот звук пронизывает, захватывает, пленяет, удивляет, уничтожает любое другое восприятие, усиливает жгучесть любопытства.
Почему так? Очень интересный вопрос… Звук проникает через ухо. Когда мы говорим и слушаем, то мы различаем звуки, слова, интонацию, ритм, тембр. Из-за возможности различать слова не склеиваются в одно непонятное буквообразование. Услышанное слово впоследствии понимается, т.к. у нас есть представление о том, что означает это слово. Ну, например, мы слышим, как кто-то говорит: «трубка». И мы представляем себе какую-то трубку.
Может быть, так происходит и с музыкой? Мы слышим звуки и тут же возникает какое-то представление. Именно это представление наталкивает нас на неосознаваемые ассоциации. А впоследствии уже рождается смысл, и мы можем говорить о нем.
Рисунок звука, мелодии, песни – это как краска для художника. С помощью звука в дальнейшем возникают уже картинки: холод, свет, смех, очаг, вьюга, голоса…
Музыка оказывает на нас сильнейшее воздействие. А музыка, которая происхождение ведет от древних традиций, затрагивает невероятно глубокие слои как нашего тела, так и наших психических представлений.
Приятного прослушивания, дорогие читатели! И еще небольшое искреннее пожелание от автора описываемых впечатлений: побывайте в Норвегии!


Статья также была опубликована в журнале ТАКт, ноябрь 2018.

 

Дубровских Олеся