Зачем консультанту Телефона Доверия знать соционику?

 «Счастье – это когда тебя понимают…»

 Телефоны экстренной психологической помощи (ТЭПП) или телефоны доверия (ТД) работают в нашей стране с 80-х годов 20 века. И с тех пор до настоящего времени каждый заинтересованный консультант неизбежно сталкивается с вопросом: насколько реально, отвечая на звонки, поступающие на телефон доверия, полноценно использовать приемы психодиагностики, различных направлений практической психологии, если владеешь ими и применяешь в очной работе?

 Соционика, как типология и область гуманитарного знания о взаимодействии в социуме возникла в 70-х годах 20 века. Ее создатели – Аушра Аугустинавичюте и ее последователи – основываются на идеях К.Г. Юнга, которые он сформулировал в начале 20 века, наблюдая за темами и способами общения людей между собой. Процитирую известный труд К.Г.Юнга «Психологические типы»: «Из бесчисленных впечатлений и опытов, практически приобретенных мною в качестве психиатра и врача-невролога, равно как и из моего общения с людьми самых разных социальных кругов» был сделан вывод о том, что «помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также целый ряд типических различий…»   И далее: «Опираясь на опыт, я назвал основными психологическими функциями… мышление, чувство, ощущение и интуицию. Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертным или экстравертным». [8]

 Современная соционическая типология придерживается представления, что общий информационный поток, с которым постоянно взаимодействует человек, подразделяется его психикой на 8 информационных аспектов – интровертную и экстравертную этику, логику, интуицию и сенсорику. Каждый аспект обрабатывается соответствующей функцией. У каждого человека «работают» все 8 функций, но объем и качество обработки информации различными функциями у каждого из 16 социотипов существенно отличается. [1, 2, 3]

 Профессионализм консультанта телефона доверия также формируется «из бесчисленных впечатлений и опытов» и существенно зависит от умения замечать как индивидуальные, так и типологические особенности абонентов. Произвольно и непроизвольно в ходе разговора отслеживаются особенности речи, дыхания абонента, улавливается ритм, задаваемый им в общении, подмечаются акцентируемые им темы и вопросы. Это позволяет специалисту осуществлять эмпатическую подстройку для максимально конструктивного ведения диалога. Но, даже при наличии большого опыта работы, консультанты отмечают, что подстроиться к одним людям им бывает легко, и это реально облегчает взаимодействие в целом, разговор «ладится», оказывается результативным, оставляет ощущение удовлетворенности. А в диалоге с другими те же принципы и приемы подстройки не срабатывают, либо это требует дополнительных сверхусилий, а разговор все равно субъективно ощущается как неудачный, «корявый». В чем причины?

Изучая соционику и практикуя некоторые соционические подходы при построении взаимодействий с людьми, я готова утверждать, что на комфортность и результативность взаимодействия консультанта и абонента существенно влияют факторы, обусловленные типом информационного метаболизма (ТИМом) человека, или – соционическим типом.

Теоретические положения соционики, по моему мнению, могут эффективно использоваться на практике для расширения коммуникативных возможностей (в том числе и в телефонном консультировании), для повышения, в широком смысле, профессионализма консультантов (с опорой на знание собственных предпочтений в обработке разного рода информации), а также, для профилактики профессионального выгорания специалистов.

 Вот с выгорания и начну.

Одно из наиболее проработанных положений в соционике – наличие в психологической структуре каждого из 16 социотипов «точки наименьшего сопротивления» или, так называемой «болевой» функции. [5]

К информации по тому аспекту, который обрабатывает болевая функция, мы очень чувствительны, но очень плохо эту информацию дифференцируем. Т.е., если такая информация «пришла», ее невозможно «пропустить мимо ушей» и ее всегда сразу слишком много. Кроме того, нам самим кажется абсурдным такое болезненное отношение к подобным темам, мы стараемся научиться справляться с вызываемым ими напряжением, стремимся демонстрировать, что разбираемся в «этом»… Но снаружи это выглядит как неадекватная реакция, а внутри оставляет ощущение беспомощности и желание «больше никогда» с этим не сталкиваться.

 Если в телефонном разговоре консультанта «перегрузить» подобной информацией, то велика вероятность проявления у него симптомов СПВ (синдрома профессионального выгорания). Зная же свой социотип, умея распознавать «несъедобную» для себя информацию, специалист может осознанно использовать эффективные приемы самосбережения, без вреда для качества контакта и работы с абонентом в целом.

Мой собственный опыт в этом плане таков. Болевая функция «моего» социотипа – волевая сенсорика. Т.е. любая информация, касающаяся настойчивости, агрессивности, манипулирования воспринимается с чрезмерным напряжением, ее хочется избежать, немедленно пресечь, т.к. «этого не должно быть никогда»… Причем, не важно, звучит ли в трубке голос «агрессора» или «жертвы», сообщающей о ситуации принуждения - все равно эта тема  болезненно неприятна. Благодаря соционике, я понимаю, что это не мир так жесток и беспощаден, и не клиенты зациклены на агрессии, а мой способ информационного метаболизма  так расставляет акценты и формирует мою реакцию на информацию.

Выход также подсказывает соционический подход: предложить ответ агрессивному абоненту с более «сильных» функций. В моем случае это могут быть реплики типа: «Судя по вашему голосу, я готова предположить, что Вы энергичный и решительный человек…» - это пример высказывания по аспекту этики отношений. Или: «Как еще люди добиваются своих целей, не прибегая к насилию?» - так может звучать аспект интуиции возможностей.

 При диалоге с «жертвой» есть смысл перевести внимание с обсуждения подробностей неприятных событий и агрессивных действий на выявление чувств и абонента, и «агрессора» (аспект этика эмоций), а также, сосредоточиться на простраивании возможных шагов, которые помогут абоненту в дальнейшем улучшить ситуацию (аспекты интуиция возможностей и интуиция времени).

При этом важно помнить, что и у абонента есть «болевая» и, если нам неизвестно, какая именно, стоит внимательно отслеживать, как он реагирует на формулировки консультанта. Ведь даже универсальная, казалось бы, фраза: «Говорите вашему ребенку, как вы его любите», - может восприниматься болезненно теми, чьей точкой наименьшего сопротивления является интровертная этика или этика отношений - функция, обрабатывающая информацию о внутренних субъективных психологических связях между людьми и группами людей.

Да, соционика может аргументировано объяснить, почему не существует универсальных для всех людей фраз, даже в казалось бы типичных ситуациях… И, да, при достаточной практике, можно приобрести навык сознательного подбора синонимичных высказываний с использованием наиболее подходящего для обоих собеседников информационного аспекта.

Благодаря соционике нам становится понятно, что именно происходит, когда «нас не понимают», и как это изменить.

 Соционика несет огромный просветительский потенциал, который можно использовать, в том числе на ТД, для повышения психологической культуры, поощрения самонаблюдения, развития осознанности в социальных взаимодействиях.

Например, опираясь на знание соционики можно строить беседы с родителями, обратившимися по поводу непослушания ребенка, конфликтов в семье. Типичные фразы таких абонентов: «она меня не слышит…» или «он во всем, как его отец…» и т.п. дают повод поговорить о различиях и сходстве родителя и ребенка в восприятии ситуации, в формировании типичных поведенческих реакций.

Приведу пример такого диалога. На ТД позвонила мама и буквально по пунктам перечислила то, чем она недовольна в поведении 13-летней дочери. Она настойчиво просила объяснить причины, почему дочь ее «не слушается». При этом, из рассказа следовало, что дочь вполне успешна в учебе и в общении, но успех ею достигается не тем путем и не в том «режиме», которые предпочтительны для мамы. Я предположила, что мама относится к рационалам, а дочь – иррационал, и, не используя соционических терминов, объяснила звонившей принципиальные отличия в способах действия людей «живущих по плану» и «встраивающихся в ситуацию». Маму эта информация заинтересовала. Она сама привела примеры того, как дочь проявляла названные мною сильные стороны иррациональных ТИМов. Ее раздражение сменилось удивлением, что, оказывается, это не неправильное поведение, а другой, равноценный способ взаимодействия с жизненными обстоятельствами.  Она испытала облегчение от того, что ей не нужно прилагать усилия к перевоспитанию ребенка, а следует повнимательнее присматриваться к действиям дочери и поддерживать ее, больше доверяя ее манере решения жизненных задач. Наверное, к такому результату разговора можно было прийти и другим путем, но мне, как рационалу))), в подобных случаях удобно опираться на практичную соционическую модель психики.

Аналогичные диалоги происходили и с другими абонентами – родителями и заинтересованными подростками, по поводу плюсов и минусов в отношениях из-за различий по другим соционическим признакам: логике-этике, интроверсии-экстраверсии.

 Еще одна типичная тема обращений на ТД – затруднения в мотивации ребенка родителями или самомотивации подросткавзрослого к какой-либо деятельности. Соционический подход предполагает преобладание у каждого человека одного из 4-х вариантов мотивации: «уникальность», «благосостояние», «самодостаточность» или «статус». [4]

  В телефонном диалоге реально описать особенности четырех «групп мотивации» и обсудить с заинтересованным абонентом (чаще всего – это родители подростков), ради чего конкретный человек мог бы согласится на не самую привлекательную для него деятельность.

С позиции соционической типологии удобно вести диалоги на различные темы межличностных отношений, профориентации и самоопределения с абонентами любого возраста. Повторюсь – не обязательно при этом упоминать само слово «соционика» и «перегружать» собеседника терминами. Все понятия и положения соционики могут быть объяснены человеку любого возраста и уровня образования обычными «житейскими» словами – и в этом также проявляется практичность и универсальность этой области человекознания.

 Знание сотрудниками и руководителями ТД соционики может способствовать оптимизации отношений в коллективе службы. Признанное преимущество соционической типологии перед другими заключается в том, что она позволяет прогнозировать характер взаимоотношений между представителями разных соционических типов – так называемые «интертирпные отношения». [6, 7]

  Степень комфортности взаимодействия консультантов службы во многом определяет самочувствие каждого сотрудника, что особенно важно при непрерывном, круглосуточном режиме работы. Она же влияет на оперативность и безболезненность преодоления неожиданных проблем (например, срочное написание дополнительного отчета, замена заболевшего коллеги и т.п.). Знание собственного ТИМа и «типных» особенностей друг друга позволяет позаботиться о себе и о другом, вовремя разряжая подходящим способом возникающее психологическое напряжение, избегая провокации проявления другим человеком нежелательных для нас функций.

 Для руководителя службы знание соционических особенностей сотрудников может существенно облегчить задачу оптимального использования «кадров» в разных ситуациях: организация обучения, взаимодействие с вышестоящим начальством, разработка рекламы, проведение корпоратива и т.п.

 Соционика позволяет высветить специфические грани сложного кристалла человеческой психики, дает понятные ориентиры в потоке разнородной информации, которой мы обмениваемся с другими, помогает выбирать в нем то, что делает нас счастливее.

 Литература.

  1.  Аугустинавичюте А. Соционика. М.: Черная белка, 2008.
  2. Белецкая И.Е., Белецкий С.А. Секреты соционики. М.: Черная белка, 2014.
  3. Букалов А.В. Потенциал личности и тайны человеческих отношений. М.: Черная белка, 2009.
  4. Гуленко В., Тыщенко В. Соционика идет в школу. М.: Черная белка, 2010.
  5. Карпенко О.Б. Несколько слов о четвертой функции // Соционика, ментология и психология личности. 1999. №4.
  6. Удалова Е.А. Уроки соционики-2, или Секреты наших отношений. М.2009.
  7. Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. СПб.: Дельта, 1999.
  8. Юнг К.Г. Психологические типы. СПБ.: Азбука, 2001.
Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами