Желание – это прежде всего желание инаковости, еденичности, исключительности (отличности от других).

"Солдаты меня любили больше, чем других медсестер. Потому, что все остальные - обычные медсестры, а я - фокусы умею показывать" - с грустной улыбкой рассказывает Надя." (А. Арбузов "Домик на окраине")
 
Чем больше погружаешься в исследование бессознательного, тем больше отдаешь себе отчет, что именно то, что причиняло практически невыносимые страдания, постепенно становиться опорой в жизни и творчестве. Превращается в нечто, что дает какую-то спокойную уверенность в правильности выбранного пути. 

Это главный фокус совместной психоаналитической практики. 

Это превращение не дается задарма, а оплачивается кропотливым трудом, пристальным вниманием к мелочам. Уверенность эта совершенно иного качества, выкованная во многочисленных сомнениях, она навсегда остается с сомнениями этими в ладу. 

Больше уместно становится уже другое слово - Достоверность, вместо уверенности. Это как удостоверение личности, которое определяет собственную идентичность и возможность предъявления ее в мире.

Желание, пока оно не артикулировано, не доведено до сознания, приводит нас в этический коллапс. Так как оно всегда противоречит нормам общественной нравственности, угрожает основам культуры, соответственно и нашей собственной жизни, так как человек - существо социальное.

Желание либо помогает вписаться в социальную жизнь, получить признание собственной ценности. Либо, наоборот, заставляет чувствовать себя изгоем.

Психоанализ - это, прежде всего, речевая практика, не требующая от анализанта абсолютно никаких особых умений и навыков. Практикуя психоанализ, мы постепенно становимся более творческими. Переизобретая себя заново, мы становимся менее уязвимыми, но при этом более живыми, гибкими, подвижными, способными к импровизации.

"Творчество - это тщательно подготовленная импровизация" Ролан Пети, французский балетмейстер.

Для того, чтобы импровизировать, нужны надежные опоры. Как, например, в джазе - для этого есть бит - музыкальная основа, канва. В балете - это словарь движений, который нарабатывается часами репетиций у станка.

Каждый может найти такую канву в собственной речи, сплетенную из слов. В языке, в который мы были рождены, буквально, из материнского лона.

 

Любовь Валерьевна