Данная статья посвящена рассмотрению жертвенности в опосредованном контексте, а именно самопожертвовании личности, что находит выражение в отказе от своего счастья во имя счастья другого или высшей цели. Человек можетжертвоватьсобойрадисчастья своих детей, мужа, родителей, подруг, карьеры в ожидании вознаграждения в качестве благодарности, высокой оценки, уважения и др. Личность неосознает механизмов, что находятся в основе такой жизненной стратегии, она лишь зачастую отслеживает последствия таких ожиданий в виде их неоправданности.

Попробуем раскрыть этот феномен и установить взаимосвязь с неосознанными аспектами, которые кроются в мифологии и истории человечества. Так в истории, мифологии отказ от мирских благ, страдание, самобичевание, представлено как ценность, высшая мера мужества человека, его сила и победа над своими слабостями. Облик «Исуса Хреста», «Юродевого», выступает символом внутренней силы, страдания во имя великой цели, как омертвение собственных чувств, физической боли. Согласно христианским представлениям, «подвиг» юродства заключается в осознанном (намеренном) отказе от мирских благ и общепринятых норм жизни. Физическое и духовное страдание воздвигается в ранг подвига достойного  уважения, проявлением духовного и когнитивного совершенства, особенное состояние наполненное философским смыслом, сила духа.   Человек приноситсебяв жертву, неосознавая, что под этим скрывается желание быть оцененным, услышанным собственными родителями, заслужитьлюбовьблизких и просто быть хорошим и самым любимым для них.

 Какие же формы может приобретать самопожертвование?

Первый вариант: «Я жертвую собой ради счастья других».

Принося себя в жертву работе, человек осознанно может лишть себя самого дорогого, любимого и важного.  Проводя большое количество времени на рабочем месте, делая карьеру, зачастую происходит формирование ожидания большого вознаграждения, но если это сопряжено с отказом от важных аспектов жизни, такая награда не представляет ценности. Теза такова: «Я отдал половину жизни своей работе, жертвовал семьей и досугом, а меня так и не оценили», « Я всегда хотел быть хороший для коллег, никогда никому не отказывал, но когда мне нужна была поддержка все отвернулись». Таким образом, человек неосознает неоправданности собственных ожиданий, так как они были сопряжены с аспектом самопожертвования.     

Принося себя в жертву мужу / жене – человек может отрекается от прежней жизни друзей, родителей, любимого хобби, работы, а в крайних случаях и самого себя. В некоторых неконструктивных отношениях это есть условие счастливой семейной жизни (любовь через боль). Тезис таков: «Если ты любишь меня то будешь моей вся, я небуду, делить тебя ни с работой, ни с друзьями»; «Я ушла с работы, оставила друзей, отдалилась от родителей, а ему все мало доказательств моей любви», «Я терплю его побои, сквернословие ради счастья детей, ведь им нужен отец». Человек объясняет свое поведение тем, что терпит ради блага партнера, желая ему счастья и ожидает обратного отношения такой же жертвы. Но за частую такие жертвы не оцениваются, а наоборот оборачиваются против самого жертвующего. Тезис тут таков: «Ты сама «заточила» себя в четырех станах, опустилась, стала мне не интересной, вот я и ухожу», «Она опустила себя ниже «плинтуса» потакала мне, терпела все унижения – немогу с такой жить». В таком контексте самопожертвование может достигать феноменальных масштабов до полной поглощенности партнером где нивелируется «Я» личности.  

Жертвую собой ради счастья детей, человек неосознает, что такие действия часто не оцениваются, а еще более приносят вред окружающим. К этому относится такой тезис: « Я отдала детям всю свою жизнь и продолжаю это делать, а они живут своей, пользуясь мной», «Я отдаю все заработанное детям и буду это делать во имя их счастья, а они лишь видят во мне врага». Человек живет жизнью своих детей, так как видит смысл своего существования в них, а отдать себя иногда есть лейтмотивом всего существования. Инфантилизация детей в таком случае есть необходимостью для жертвуемого, так как сам этот аспект неможет быть реализованным без основательно.

Таким образом, для жертвуемого, должна быть «плодотворная почва», - личность воимя которой они приносятся. Зачастую человек неосознанно создает такой микроклимат в своем окружении где эти жертвы неизбежны. Но подвох заключается в том что зачастую они неоцениваются должным образом.

Но почему жертва так и неоценивается тем кому ее приносят?

Второй вариант: «Жертвуйте всем во имя моего счастья».

Все окружающие должны и обязаны поддерживать мой комфорт. Такие люди формируют свое окружение, под себя руководствуясь тезой: «Если во мне нуждаются то должны прилагать усилие для взаимодействия», «Со мной будут только те кто дает мене блага» и др. Таким образом, окружающие подбираются только по параметрам отданости, жертвенности, выгоды.

Мой муж/жена обязаны мне просто потому, что я есть в жизни этих людей. Теза такова: «Ты должен мне доказывать то что любишь меня жертвуя самым ценным для тебя», «Я женился на тебе и ты должна быть благодарной за то, что я это сделал». Таким образом, близкий человек рассматривается с точки зрения субъекта, который должен удовлетворять все блага принося в жертву свои интересы а иногда и себя.

Дети жертвуют своей жизнью воимя счастья родителей. Нередко, можем наблюдать случай такой самопожертвы детей, своим родителям, путем обрекания себя на одиночество и отсутствие личной жизни. Теза такова: «Как я могу оставить мать одну без поддержки, она умрет от одиночества», «Я  должна присматривать за родителями и жить их жизнью до тех пор, пока они не умрут». В таки случаях человек неосознанно живет жизнью других в неосознавая своей зависимости.

Таким образом, сколько бы жертвуемый не отдавал себя жертвующему, будет всеравно мало. Страдание ради счастья другого, есть неосознанным мотивом многих людей, который берет свое начало из родительских взаимоотношений. Заслужить любовь путем отказа от чего-то важного иногда есть главным способом воспитания ребенка. Жесткие запреты, суровые методы наказания усваиваются ребенком и уже во взрослом возрасте могут находить свою реализацию в искривленных формах взаимодействия с окружающими.

Какие же формы может приобретать самопожертвование?

 запрет на личное счастье: «Как я могу быть счастливым если близкие несчастливы», «Счастье не для меня», «Никто в нашем роду небыл счастливым»;

самоограничение: «Я неимею права позволять себе какие-то мелочи в то время когда кто-то страдает», «Я буду наказывать себя за малейшие слабости, чтобы все было хорошо»;

отсрочивание счастье: «Я почувствую себя счастливым только когда разбогатею, а сейчас я отдаю всего себя работе», «Пока мы с партнером мучаем друг друга, но я пожертвую всем для нашего будущего счастья;

чувство вины из за ощущения счастья: «Я не имею права быть счастливой пока моидетине устроены» «Я неимею права насчастьекогда кто-то в семье несчастен»;

отречение от социальных благ и физических удовольствий: «Я готова следовать за любимым и поддерживать его способ жизни», «Я отрекаюсь от земных благ воимя счастья человечества»; жертва собой : «Я умру но буду с ним вместе», «Я докажу ему что достойна его любви даже ценой собственной смерти» .

Таких форм самопожертвования можно выделить большое количество, но основным есть то, что человек строит отношения на основе неосознанного чувства вины. Такое чувство вины, есть базовым в психике человека и сформированным в детском возрасте.

Страдание, жертвенность тесно связаны с агрессией, аутоагрессией и мазохистическими тенденциями. Субъект неосознанно ощущает удовольствие от негативных эмоций так как они когда-то единили его с близкими людьми. В родительских семьях страдание, вина, наказание были основными движущими силами взаимоотношений. Пожертвовать своим счастьем, быть несчастным, неудачливым, вызывало сочувствие и бурю эмоций в виде жалости, ласки др. Происходило единение по параметрам боли, неуспеха, сожаления, страдания, что и сформировало неосознанную программу страданий через самопожертвование.

Разобравшись в механизмах самопожертвования, человек может изменить свою жизненную позицию. Осознание и переосмысление данной проблемы позволит субъекту : понять в чем состоит запрет на счастье; осознать негативные последствия самоограничения и самонаказания; увидеть собственный вклад в создавшуюся ситуацию, свой неосознанный интерес в ее возникновении.

Психологическая работа поможет снять императивность чувства вины и увидеть его последствия в личностном взаимодействии. Позволить себе быть счастливым, а не жертвующим, означает провести большую работу над собой. Механизм самопожертвования формировался годами и потому работа психолога охватывает ряд этапов, а именно: работа с прошлым (анализ детско-родительских взаимоотношений), работа с настоящим (анализ отношения к миру, взаимодействия с партнером, отношения к себе), формирование новых поведенческих реакций путем переосмысления. 

  

Доктор философии PHD, кандидат психологических наук, доцент.

Лайф-коуч, арт-терапевт, ведущая психотерапевтических групп. Член ОО "Ukraine and Ukrainians Abroad" США, в редакции научного журнала "American Journal of Fundamental, Applied & Experimental Research".

Консультант Positum Systems

Калашник Илона
Портал «Клуб Здорового Сознания»
2015 - 2024


Карта сайта

Email:
Связаться с нами