«Жизнь в темпе нарцисса» 

 

От нас требуется все время спешить, бежать так, чтобы сердце вырывалось из груди. Буквально вываливалось наружу. Изо дня в день мы все стремительнее несемся куда-то.

Тильда Суинтон

 

Наша жизнь, как и музыкальное произведение, имеет свой темп. Родительские установки: «Будь лучшим в классе», «Не теряй времени зря», «Важен конечный результат», задают жизни ребенка темп галопа.

По мере того, как такой ребенок взрослеет, скорость его жизни набирает обороты. Вершин, которые хочется покорить, становится все больше, а время, кажется, начинает бежать все быстрее. Окончить с медалью школу, получить высшее образование, став лучшим на курсе, после заняться диссертацией, чтобы оставить в науке свой след. А там и работа: конечно, добиться успеха, признания, денег, чтобы познать весь мир, чтобы мама и папа гордились. И вот уже детское аллегро сменяется виваче, престо, престиссимо.

В психоаналитической лите­ратуре по отношению к таким людям употребляют метафоры «использован­ные дети», «пленники детства», и обозначают как нарциссический характер (Miller Л., 1975; Masterson J., 1981; Kernberg O.F., 1997). Родители, как правило, мать (т.к. именно материнская фигура в раннем детстве обеспечивает ощущение безопасности и принятия), обладая собственными нереализованными потребностями, используют ребенка как продолжение себя (нарциссическое расширение), делая его особым, надеждой всей своей жизни: «Вот ты-то точно станцуешь/споешь/напишешь лучше мамы или вместо меня». Тогда ребенок, интуитивно воспринимая потребность матери в нарциссическом удовлетворении через него, начинает безусловную любовь (когда меня любят, потому что я есть, принимают таким, какой я есть, с моими потребностями) подменять признанием, которое необходимо заслужить, а значит нужно спешить стать лучшим.

И казалось бы: «А что плохого в такой живенькой и бодрой мелодии?» Дело в том, что в спешке восхождения на очередной «Олимп», времени на то, чтобы почувствовать наслаждение от успеха не остается. Да и, как правило, когда намеченная цель достигнута, она перестает казаться столь желанной, превращаясь в очередную ступеньку на пути к чему-то более значительному, что обязательно будет где-то в будущем, нужно только ускорить свой темп.  А еще ведь становится жизненно необходимо получать восхищение со стороны окружающих, а для этого надо «все выше, сильнее, быстрее».

Одна моя клиентка-писатель привела метафору о своей жизни, которая столь же грустная, сколь и точная в иллюстрации вышесказанного: «Порой мне кажется, что все, что со мной происходит – это черновики гениального романа, который будет написан когда-то. И тогда я смогу полюбить себя и свою жизнь, а сейчас это только ворох страниц, которыми не стоит гордиться. Надо исписать еще и еще один лист, еще нужно потренировать свое мастерство. Я еще не готова назвать свою жизнь достойным произведением, а ведь хочу, чтобы она стала бестселлером».

Завышенные требования к успешности ребенка, травмирующие сравнения его с другими, условная родительская любовь, все эти факторы создают человека, которому крайне трудно опираться на собственный телесный, эмоциональный и когнитивный опыт в познании себя и мира. Но выглядеть так, как принято в обществе, для такого человека становится важнее, чем действовать «как душе угодно», и он вновь выбирает не задерживаться на достигнутом.

И тогда с подобным темпом жизни, в отсутствие опор, развивается хроническая усталость, «утомленность жизнью», ощу­щение бессмысленности существования. В результате провала демонстративной активности возникают чувства неперено­симой пустоты, «мертвости» или интенсивного стыда, сопровождающиеся самообесцениванием, потому что сформированный родителями в детстве идеальный образ перестает соответствовать реальности. Парадоксальным образом жизненный темп не сменяется на более умеренный, а происходит полная остановка, фермата в музыке, или депрессия с риском нарциссического суицида в психологических терминах.

P/S. В статье-продолжении я хотела бы рассмотреть возможные пути психотерапии нарциссического характера. В частности, развивая метафору музыкального произведения, ­исследовать ­значение пау­з в жи­зни нарциссического клиента и в клиент-терапевтических отношениях. 

(планируемое продолжение «Давайте делать паузы…»)

2016-02-04
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?