Злорадство (Schadenfreude) - что буквально означает «радость-от-зла» на немецком языке - это чувство удовольствия, получаемое от несчастий других. По словам группы психологов из Университета Эмори в США, это «плохо понятая» эмоция, и в своей обзорной статье «Новые идеи в психологии» предлагается новая «трехсторонняя» модель злорадства, основанная на идее о том, что глубокое запрятанные опасения о собственном выживании  могут побуждать нас видеть других как “недочеловеков” - не совсем людьми.
 
Шэньшен Ван и его коллеги Скотт Лилиенфельд и Филипп Рошат опираются на доказательства из трех десятилетий социальных, эволюционных, личностных и клинических исследований в теме Злорадства. Они начинаются с выявления трех различимых, но связанных с ними субформ эмоций - агрессией, соперничеством, либо справедливостью - все они имеют глубокие корни и разворачиваются в развитии младенцев и детей.
 
Связанное с агрессией Злорадство проистекает из чувства социальной идентичности, которое развивается в младенчестве. Укрепление собственной социальной группы может повлечь за собой агрессию по отношению к другим, а «агрессия Злорадства» - это тип, который испытывают сторонники одной футбольной команды, когда другая команда (не обязательно играющая прямо сейчас) проигрывает.
 
Соперничество и Злорадство связано в какой-то степени, но уходит корнями в личную конкуренцию - желание делать лучше, чем ваши сверстники. Зависть может сыграть определенную роль в этом, и команда Ванса заметила, что Злорадство и Зависть появляются около 7 лет (на самом деле ученые обнаружили ревность и последующее Злорадство в отношении объекта этой ревности даже в двухлетнем возрасте).
 
Третья подформация Злорадства является «основанной на справедливости» и уходит корнями в воспринимаемую справедливость, которая также развивается в раннем детстве. Радость в неудаче высокопоставленного человека, который преуспевает, но который обманул в бизнесе, а затем разоблачен и унижен, попадет в эту категорию,
 
Исследователи отмечают, что мы все имеем разную склонность чувствовать Злорадство. Например, есть свидетельства того, что люди с низкой самооценкой более склонны воспринимать успех других людей как угрозу их самоценности и, как результат, с большей вероятностью испытывают Злорадство.
 
Люди, которые более склонны к «темной триаде» - нарциссизма, психопатии и макиавеллизма, а также к садизму, также более склонны чувствовать Злорадство. Все эти черты характера были связаны с дегуманизацией - восприятием другого человека или членов группы как недостаточно человечными - “недочеловеками", отказывая другим, по крайней мере, в некоторых из атрибутов, которые делают нас всех людьми.
 
«Одна из возможностей заключается в том, что, когда люди испытывают Злорадство, они подвергаются [временно] процессу, подобному тому, который испытывают люди с высоким уровнем психопатических черт личности: мотивированные определенными ситуационными и, в меньшей степени, диспозиционными переменными, воспринимающий имеет тенденцию к дегуманизации жертвы , временно теряя мотивацию обнаруживать ум жертвы, как психопат, - пишут они. На самом деле, утверждают они, процесс дегуманизации «может лежать в основе этой эмоции».
 
Суть Ванга и «мотивационной модели» его коллег заключается в том, что проблемы самооценки, социальной идентичности и справедливости «подталкивают» людей к Злорадству, тогда как восприятие того, что другие люди думают и чувствуют оттягивает их от Злорадства. «Мы утверждаем, что эта мотивационная модель Злорадства поможет интегрировать ее множественные аспекты и предложить эвристические рамки для внедрения исследований Злорадства в контексте теорий эмоций», - пишут они.
 
Дискуссия о моральном характере Злорадства имеет долгую историю, возвращаясь к древнегреческому философу Аристотелю, который осудил его как злонамеренное чувство. В своем заключении Ван и его команда пишут: «Мы призываем исследователей подвергнуть нашу теоретическую модель строгим испытаниям, чтобы их можно было либо фальсифицировать, либо подкреплять, в идеале, с целью приблизить эту временную модель в соответствии с психологической реальностью ... A более глубокая оценка Злорадства может стать ценным окном в разнообразное происхождение более темной стороны человечества».



Тихон Паскаль